Муниципальная программа реструктуризации сети образовательных учреждений Нелидовского района Тверской области на период до 2008 года

 

Анализ исходной ситуации

 

Территориальные особенности округа:

 Нелидовский район находится на юго-западе Тверской области и является своеобразным социо-культурным центром для юго-западной части региона.

Удаленность от областного центра 270 километров.

Концентрация социальной инфраструктуры в районном центре – гелидово и в трех крупных населенных пунктах – п.Земцы, д.Новоселки, д.Селы.

Образовательные учреждения удалены от районного центра на расстояние 25-35 км. Транспортная доступность во все населенные пункты, где расположены образовательные учреждения хорошая (дороги с асфальтовым покрытием).

Удаленность от центра образовательных учреждений:

-  Земцовская средняя школа – 35 км;

-  Новоселковская средняя школа – 20 км;

-  Селянская  средняя школа – 20 км;

-  Пустоподлесская школа – 30 км;

-  Заборская начальная школа – детский сад – 27 км;

-  Федоровская начальная школа – 40 км.

Общее число населенных пунктов – 169.

Перспективных населенных пунктов – 4 (делы, п.Земцы, д.Новоселки, п.Монино).

Доля населения до 35 лет в этих населенных пунктах – 30-40%.

Число населенных пунктов с количеством жителей менее 30 человек – 96.

12% населения работает в агропромышленном комплексе, где низкая заработная плата, конкурентоспособность.

Слабо развиты фермерские хозяйства. На 01.01.2006 их количество составляет 14.

На территории муниципального образования на 01.01.2006 12 предприятий – банкротов.

На 01.01.2006 доля занятого населения к общему числу составляет 40%.

Численность работающего населения на протяжении 3 лет остается стабильным и составляет: 2003г. – 12,6 тысел., 2004г. – 13,6 тыс.руб., 2005г. – 13,6 тыс.чел.

Удельный вес населения пенсионного возраста в структуре населения стабилен на протяжении последних лет и составляет: 2003г. – 27%, 2004г. – 26%, 2005г. – 26%.

Общая численность населения муниципального образования уменьшается: 2003г. – 35,1 тысел., 2004г. – 34,3 тыс.чел., 2005г. – 33,6 тыс.чел.

Смертность преобладает над рождаемостью (соотношение 3 : 1) 2003г. – 307 / 885, 2004г. – 300/863, 2005г. – 307/881.

73% (24852 человека) от общей численности населения проживает в городе.

Жителей в возрасте до 35 лет – 10325 или 41,5%.

 

Доходы населения:

Средняя заработная плата в месяц растет. Составила в 2003г. – 3248,5 рублей, 2004г. – 3977 руб., 2005г. – 5150,2 руб.

Соотношение средней заработной платы к прожиточному минимуму составило 162% в 2003г., 163% в 2004г., 190% в 2005г.

 

Средняя заработная плата в образовании ниже средней заработной платы в городе и составляет: 2003г. – 110% к прожиточному минимуму, 2004г. – 130,5%, 2005г. – 147,6%.

Целевая программа социально-экономического развития отсутствует.

 

 

 Особенности муниципальной сети образовательных учреждений:

 

1. Незначительная удаленность большинства образовательных учреждений от центра, хорошая транспортная доступность.

Потребность в качественных образовательных услугах у населения растёт. Переход в городе из одного образовательного учреждения в другое, переход учащихся в городские образовательные учреждения отражают ярко выраженную тенденцию с 2004 года. Это объясняется более высоким качеством образовательных услуг, предоставляемых ОУ.

2005/2006 учебный год показал, что особенно востребованы – гимназия №2, сш.№4, сш.№5.

До 2004 года количество образовательных учреждений на селе значительно превышает количество образовательных учреждение в гелидово.

В городе 5 МОУ, 1 государственная школа-интернат, 1 – вечерняя школа,

на селе – 13 МОУ.

В городе 6 ДОУ,

на селе-  4.

 

2. Концентрация  учреждений образования в городе и крупных населенных пунктах:

 -  В 2004 году из 20   образовательных учреждений – 7  в городе (35%), в них обучается 82% школьников;

-   В 2005 году из 15 образовательных учреждений – 7 в городе (47%),в них обучается 84 % школьников;

-   В 2006 году из 13 образовательных учреждений – 7 в городе (54%), в них обучается 86% школьников;

 

3.  Учреждений дошкольного образования в городе 80%, на селе – 20%, количество ДОУ с 2006

года не меняется;

городские дошкольные образовательные учреждения посещают 96%  детей, на селе – 4%;

не охвачены дошкольным образованием в 2004г. – 28% детей, в 2005г. – 25%, 2006г. – 18%;

открытие групп кратковременного пребывания детей при школах и ДОУ позволило увеличить       количество детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения;

на предшкольной ступени образования не охвачены дошкольным образованием 1% детей в 2006 году,

      очереди в дошкольные группы с 3-х лет нет, свободные места имеются во всех возрастных группах,

      очередь в младшие возрастные группы 100 человек;

 учреждений дополнительного образования – 3 – Дом детского творчества, детско-юношеская спортивная школа, школа искусств;

принадлежат ведомству образования – 1 (ДДТ);

 

4. Охват детей дополнительным образованием растет и составляет:

      2003г- 92%

      2004г- 93%

      2005г-  95%

      2006г.- 95%

  

Доля учащихся, занимающихся дополнительным образованием на базе образовательных учреждений, составляет 72%.

Эта тенденция будет иметь место и в последующие годы, и нацеливает на  открытие филиалов учреждений дополнительного образования в сельских МОУ для обеспечения доступного качественного дополнительного образования сельским школьникам.

  

2003

        2004

           2005

 кружки

филиалы

кружки

филиалы

кружки

филиалы

всего

Уч-ся

всего

Уч-ся

всего

Уч-ся

всего

Уч-ся

всего

Уч-ся

всего

Уч-ся

251

3779

 1

ДДТ

 47

217

3267

 1

ДДТ

50

211

2557

 1

ДЮСШ

 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Незначительная удаленность образовательных учреждений от центра, хорошее транспортное обеспечение школьными автобусами позволяют 2%  учащимся посещать школу искусств,  4% - ДЮСШ, расположенные в городе.

 

5.  Организован подвоз во все образовательные учреждения:

 для 84% учащихся подвоз осуществляется транспортом образовательных учреждений, 26% по договору с ООО «Авторесурс».

Наличие в муниципальном образовании микрорайонов бывших шахтных поселков, которые являются частью городского поселения диктуют необходимость обеспечивать подвоз 9% учащихся в городские школы.

 

 

6. Социально- экономические условия:

 

1. Доля  лицензированных, аттестованных и аккредитованных ОУ за последние 3 года составляет 100%

 

2. Сокращение контингента   учащихся характерно для муниципального образования:

 

  2003\04 учод  по сравнению с 2002/2003  - уменьшение  контингента на 319 чел

  2004/05 учод по сравнению с 2003\04   - уменьшение контингента на 255 чел.

  2005/06 уч. г.  по сравнению с 2004/05   - уменьшение контингента на 376 чел.

В последующие годы сокращение контингента обучающихся на 200 человек (до 2008 года)

          по ступеням образования:

 

  начальная школа- 2003/04 уч – 2002/03 уч. г.– уменьшение на 39 чел

                             2004/05 уч-  2003/04 уч.г- уменьшение на 11 чел.

                             2005/06 уч – 2004/05 уч.г . – уменьшение на 72 чел.

 

основная школа -    2003/04 уч.г.- 2002/03 уч – уменьшение на 197 чел.

                             2004/05 уч - 2003/04 уч.г -  уменьшение на 205 чел.

                             2005/06 уч – 2004/05 уч.г.- уменьшение  на 201 чел.

 средняя школа -     2003/04 уч – 2002/03 уч.г – уменьшение на 84 чел.

                             2004/ 05 уч.г.-2003/04 уч – уменьшении на 41 чел.

                             2005/06 уч. год – 2004/05 уч. г. – уменьшение на 103 чел.

 

 Особенно остро демографические процессы оказывают влияние на снижение численности обучающихся в сельских образовательных учреждениях.

 

Этот негативный процесс, тем не менее, дает широкие возможности для ресурсного маневрирования. За последние 4 года резко сократилось число занимающихся во вторую смену. С 2006/2007 уч.г. все учащиеся будут заниматься в 1 смену.

 

Сокращение обучающихся  на селе дает возможность трудоустраиваться учителям в городских образовательных учреждениях, влияя, таким образом, на решение проблемы кадров (как заполнение вакансий в связи с уходом на пенсию педагогов, так и омоложение кадров).

 

7. Количество детей - сирот остается стабильно высоким:

    2003г- 94 чел.

    2004г- 96 чел. ,

    2005г.-65 чел.

Из них 48% обучаются в муниципальных образовательных учреждениях, а 52% направлены в государственную образовательную школу – интернат.

Новые формы жизнеустройства детей – приемная семья, опекаемые дети, дают возможность  продолжать обучение детям в муниципальном учреждении.

С 2005 года намечается тенденция устройство детей в семьи в большем количестве, чем в государственные учреждения.

Сокращение обучающихся в школе – интернате для детей-сирот очевидно.

2004г. – 170 чел.;

2005г. -  140 чел.;

2006г. -  138 чел.

 

8. Количество детей со специальными потребностями, обучающиеся в  ОУ, остается стабильным:

    

Обучение на дому:

      2003г.- 12 чел. 03% от общего количества обучающихся

      2004г-  11 чел.  0,3 % от общего количества обучающихся

      2005г. -11 чел.  0,3 %  от общего количества обучающихся

 

      По программам 8 вида:

       2003г-  71 чел ,2% от общего количества обучающихся

       2004г-  67 чел,  2% от общего количества  обучающихся

       2005г – 69 чел   2% от общего количества обучающихся

 

 

9. Количество детей, покинувших ОУ и не получивших основного образования

 

    2003г- 0, 2004г-0, 2005г- 0

 

Количество классов – комплектов уменьшается ежегодно из-за с уменьшения контингента обучающихся, в 2005/06 уч.г. в самостоятельное образовательное учреждение выделена коррекционная школа, которая реорганизована  из муниципальной в государственную школу – интернат.

Количество классов-комплектов уменьшается:

2003-2004 – 209,

2004- 2005 – 186,

2005-2006  - 155.

 

 соотношение «учитель-ученик»:

 

 

Город

Район

 

РФ

Область

Нелидово

РФ

Область

Нелидово

2003/2004

 

13,07

13,90

9,49

5,66

6,60

2004/2005

 

12,52

12,50

9,49

5,27

6,80

2005/2006

12,5

12,33

11,90

5,27

4,98

6,00

 

 Количество обучающихся в разрезе ступеней

 

 

Начальная ступень

Средняя ступень

Старшая ступень

% поступивших в 10 кл.

2003-2004 уч. год

1152

2012

670

60,2

2004-2005 уч. год

1092

1793

608

63,1

2005-2006 уч. год

1069

1606

528

52,2

 

Наполняемость классов увеличивается: 

2003/2004 по городу – 22,4 (по области – 22,2), по селу – 8,2 (по области – 6,7) ,

2004/2005  по городу – 22,7 (по области – 21,9), село – 9 ( по области – 6,4),

2005/2006 по городу – 24,3 (по области – 21,9), по селу – 11 (по области – 6,14).

Что превышает областные показатели.

 

Количество обучающихся на 1 преподавателя (чел.):

2003/2004 – 10,3,

2004/2005 – 9,6,

2005/2006 – 9.

 

Затраты на 1 обучающегося растут:

2003 – 7479 руб.,

2004 – 11000  руб.,

 

II Ресурсы системы образования.

 Все учреждение муниципальной системы образования финансируются за счет  бюджетных средств, доля которых в общем объеме финансирования составляет около 98,2%. Внебюджетные поступления формируются из платы родителей за дополнительные образовательные услуги  и благотворительной спонсорской помощи, которая в 2003 году составила 0,8 % от бюджета, в 2004 году – 1,6,%, в 2005- 3%.

Развитие системы образования определяется рядом факторов, в том числе экономическими составляющими.

Доля расходов на образование в бюджете Нелидовского района составляет 39,9%, - 2003г., 29,4% - 2004г.,  29,2%  -  2005 год.

 


                                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.№1

 

 

Уменьшение доли расходов на образование не уменьшает расходы на одного обучающегося. Затраты на одного ученика на протяжении анализируемого периода растут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        Рис.№2

 

 

Увеличение расходов связано с ростом цен, а также с увеличением средств, направленных на учебные расходы, ростом заработной платы. Но следует отметить, что затраты на одного обучающегося в нашем муниципальном образовании ниже средне областного показателя (16,3 тыс. руб.). Это результат проводимой работы по реструктуризации сети образовательных учреждений, увеличения наполняемости классов, увеличение соотношения учитель – ученик, что тоже превышает областные показатели.


Рис.№3                                                                                                                                Рис.№4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затраты на одного обучающегося в 2005 году по группам школ показывают зависимость расходов на одного обучающегося от количества учащихся в образовательном учреждении.

 

 

Рис.№5  Расходы на одного обучающегося по ОУ Нелидовского района за 2005 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наиболее высокие затраты в сельских малокомплектных основных и начальных школах, где самая низкая наполняемость.

  

 Предусмотренные программой реструктуризации мероприятия позволят сделать  экономически более эффективными вложения в отрасли.

Сметы расходов по образованию в 2005 году и предыдущие годы освоены на 100%.

Структура расходов бюджета в 2005 году:

- общее образование – 71%;

- дошкольное образование – 26%;

- дополнительное образование – 3%.

 Полностью профинансирована реализация региональных программ:

-  « школьный автобус», в результате чего муниципальное образование получило

2 микроавтобуса и автобус ПАЗ для подвоза учащихся;

- по президентской программе компьютеризации образовательных учреждений в школы поступил компьютерный класс;

-  по областной программе обеспеченность спортинвентарём получен спортинвентарь на сумму 150 тыс. руб.

Кроме того, реализуя муниципальную программу образования, один компьютерный класс приобретён в сш. №4.

С 2004/2005 учебного года  финансирование  основных образовательных программ в части расходов на оплату труда, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, хозяйственные нужды осуществляется на основе выделения целевой образовательной субвенции муниципальным органом власти.

Рис.№6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это позволило увеличить средства на учебные расходы, приобретение, оплату труда учителей. Надтарифный фонд образовательных учреждений значительно повлиял на стимулирование работы педагогов.

 

 

Рис.№7


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное распределение финансов образовательным учреждениям заметно изменило деятельность руководителей ОУ, повлияло на укрепление учебно-материальной базы. С 2006 года все ОУ в полном объеме реализуют свои права юридического лица, что позволяет снять ограничение на экономическую самостоятельность школы, оказывает существенное влияние на работу ОУ.

 

 

Отмечается снижение доли расходов на образование, доля собственных доходов муниципального образования уменьшается.

 

Консолидированный бюджет по отрасли «Образование»

                     

2003 г.

2004 г.

2005г.

Доходы бюджета

163118

226023

243003

в т. ч. собствств. доходы бюджета

59454

81551

87513

Доля собств. доходов, %

36,4

36,1

36,0

Расходы бюджета - всего

106081

225036

250866

в т. ч. на образование

42372

66105

73349

Доля расходов на образование, %

39,9

29,4

29,2

 

 

Затраты по ФОТ, на учебный процесс, на коммунальные услуги

 

2003 г.

2004 г.

2005г.

Всего расходов, тыс. руб.

42372

66105

73349

в том числе ФОТ

27966

43434

45662

Доля ФОТ в общих расходах,%

66,0

65,7

62,3

коммунальные

8451

11041

8631

Доля коммунасходов в общих расходах, %

19,9

16,7

11,8

учебные расходы

258,9

217,2

235,1

Доля учеб. расходов в общих расходах, %

0,6

0,3

0,3

Доля з/п педаг.работников(учителей) в общем ФОТ,%

48,5

45,9

45,5

Доля надтариф. фонда в общем ФОТ,%

10,5

11,7

13,5

Фонд поощрений, тыс. руб.

73,8

280,1

330,6

 

Доля  коммунальных расходов в общих расходах уменьшается, доля учебных расходов в общих расходах на образование составляет 0,3%.

 

Рост надтарифного фонда и фонда поощрений позволяет руководителям активнее влиять на качество работы педагогов.

Доля надтарифного фонда в общем ФОТ растет.

Ежегодный рост надтарифной части оплаты труда и доплат стимулирующего характера.

Снижение доли расходов на коммунальные услуги в общих расходах ОУ связано с переходом на НБФ, финансовую самостоятельность образовательных учреждений (когда руководитель считает деньги своего учреждения, установкой приборов учета в образовательных учреждениях).

                                 

Соотношение ФОТ педагогического персонала к ФОТ административно-хозяйственного,

учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала

 

Наименование ОУ

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Пед.

персонал,%

Прочие,%

Пед.

персонал,%

Прочие,%

Пед.

персонал,%

Прочие,%

СШ №1

78

22

74

26

71

29

Гимназия №2

76

24

73

27

72

28

СШ №3

78

22

79

21

79

21

СШ №4

78

22

73

27

68

32

СШ №5

79

21

74

26

74

26

ЗСШ

72

28

70

30

63

37

НСШ

75

25

74

26

66

34

Нов. СШ

76

24

72

28

69

31

ССШ

62

38

68

32

67

33

ПОШ

67

33

68

32

59

41

ЗНШ

48

52

51

49

54

46

ФНШ

63

37

62

28

63

37

ВСШ

80

20

82

18

73

27

 

 

 Образовательные ресурсы:

 

- Переход на программу нового поколения,

- использование инновационных технологий в образовательном процессе.

- увеличение числа компьютеров.

 

Школы города и района подключены к сети Интернет, оснащение компьютерами дает возможность педагогам и учащимся использовать новые образовательные технологии, влиять на качество знаний учащихся.

Рис.№14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего компьютеров в ОУ:

2003г. – 78 шт.

2004г. – 81 шт.

2005г. – 114 шт.

Количество часов работы с компьютером на 1 ученика в среднем 2- 2,5 – 3 соответственно.

 

Кадровые ресурсы системы образования

 

Одним из определяющих ресурсов системы образования является кадровый потенциал.

В 2006 году в системе образования работают  353 педагога (262 в городе, 91 – на селе).

Рис.№16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

64%педагогов награждены правительственными, отраслевыми наградами.

Доля педагогов с высшим образованием в 5-11 классах – 91%, 100% педагогов 1-4 классов с высшим и средним специальным образованием, областной показатель 97,5%.

Доля преподавателей мужчин – 3%.

 

Доля  преподавателей пенсионного возраста

Таблица №6

 

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

Нелидовский район

14,3%

15,5%

16,2%

17,0%

19,1%

Областной показатель

9,7%

11,3%

13,4%

15,5%

 

 

 

Доля преподавателей со стажем работы более 10 лет

Таблица №7

 

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

Нелидовский район

76,4%

77,9%

79,1%

82,4%

87,1%

Областной показатель

73,6%

75,4%

77,9%

80,5%

 

 

Количество преподавателей пенсионного возраста и имеющих стаж свыше 10 лет продолжает расти. Это определяется рядом факторов, в том числе социально-экономическим положением, отсутствием молодых специалистов, особенно на селе, наличием более высоко оплачиваемых рабочих мест в других отраслях.

Рис.№17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Несмотря на то, что заработная плата учителей растёт быстрее заработной платы в экономике, она всё же в образовании остаётся ниже, что подтверждает диаграмма.

Это не может не влиять на возрастной состав педагогов.

Рис.№18

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогов-неспециалистов – нет.

 

Вакансий в штате педагогических работников – нет.

                Налажена система повышения квалификации педагогических кадров, экспериментальная и научно-исследовательская деятельность учителей и учащихся.

Одним из основополагающих направлений своей деятельности отдел образования считает поддержку, координацию деятельности и трансляцию опыта. Главным индикатором успешности является участие ОУ и педагогов в областных и федеральных программах и конкурсах. Ежегодно проводится конкурс «Учитель года» в муниципальном образовании, победитель которого принимает участие в областном этапе. Наши учителя входят в число призёров областного конкурса, а Стулова Я.М. стала победителем и представляла Тверскую область в России.

                Гимназия №2 стала победителем областного этапа конкурса воспитательных систем и представляла свой опыт коллегам из других районов, музей средней школы №3 – лауреат российского смотра – конкурса школьных музеев, совместные проекты учителей и учащихся  сш.3, гимназии, сш.4 были представлены на международной конференции «Интел», а учащиеся Селянской средней школы, под руководством своего педагогам приняли участие в международной Интернет-конференции, посвящённой 60-летию ООН. Новосёлковская средняя школа, гимназия №2, сш.№3 проводят научно-исследовательскую работу с учащимися под руководством научных сотрудников Заповедника.

В 2006 году два образовательных учреждения – гимназия №2 и Селянская средняя школа стали победителями конкурса инновационных образовательных учреждений в рамках реализации национального проекта «Образование» и получат гранты по 1 млн. рублей каждое.

                Три педагога принимают участие в конкурсе учителей в рамках национального проекта.

 

Состояние школьных зданий.

 

В оперативном управлении системы образования Нелидовского района находятся различные здания и сооружения.

Таблица №8

 

ОУ

Типовые здания

Имеют все виды благоустройства 85,7% ОУ

Частичный уровень благоустройства 14,3% ОУ

Центральное отопление

Собственные котельные

 

Печное отопление

 

Город

Школы

ДОУ

 

6/2

6

 

6/2

6

---

 

6/2

6

---

---

 

Село

Средние школы

Основная школа

Начальные школы

 

4

 

1

 

1

 

3

 

1

 

---

 

1

 

---

 

1

 

1

 

---

 

---

 

3

 

1

 

---

 

---

 

---

 

2

 

Сельские ДОУ

2

1

1

---

1

1

 

Итого

20/2

12/2

2

13/2

5

3

  

В школах, имеющих все виды благоустройства обучаются 3230 учащихся (97,7%).

В школах, имеющих частичный уровень благоустройства – 2,3%.

Материально-техническое состояние МОУ следует признать удовлетворительным: кроме 1 начальной школы, все ОУ имеют оборудованные столовые, спортивные залы.

Аварийных зданий и сооружений нет.

Но при этом 50% школьных  зданий требуют проведения капитального ремонта.

Общее количество мест (согласно типовой мощности ОУ) – 6015.

                    В городе – 4730

                    В сельский ОУ –1285

Фактическая наполняемость школ составляет 55,5%.

В городе – 40%, в сельской местности – 60%.

На территории муниципального образования два образовательных учреждения осуществляют работу в 2 смены. Динамика снижения количества обучающихся во вторую смену связана с общим снижением контингента обучающихся. С 2006/2007 учебного года все ОУ будут работать в 1 смену.

Рис.№19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество педагогов высшей и 1 квалификационной категории растет

2003г. – 51%

2004г. – 54%

2005г. – 56%.

 

Доля педагогов пенсионного возраста составляет:

2003г. – 19%

2004г. – 17%

2005г. – 18%.

 

Исходя из сложившихся социально-экономических условий и особенностей муниципальной сети образовательных учреждений:

- снижение рождаемости и уменьшение контингента обучающихся (сокращение к 2008 году ожидается на 350 человек),

- снижение  эффективности  использования финансовых ресурсов в целом по сети;

- снижение доли расходов из бюджета муниципального образования по отрасли «Образование»;

- рост затрат на одного обучающегося;

- снижение наполняемости классов и количества обучающихся на 1 учителя до 12 по городу и 6 по району при нормативе – 14;

- ограничение возможности реализации предпрофильной и профильной подготовки в связи с уменьшением классов – комплектов и как следствие снижение качества образования;

- ухудшение материально-технической базы образовательных учреждений,

 

возникает необходимость в реформировании сети муниципальных образовательных учреждений.

 

Основная цель реструктуризации сети:

 

- Обеспечить устойчивое развитие системы образования; доступность, обязательность, повышение качества, рост эффективности образовательных услуг.

- Создание системы образования, способной развиваться в новых экономических условиях.

 

Задачи, решаемые в ходе реструктуризации:

1.Создание эффективной сети

Проведение структурных изменений.

Образование школьных округов и 4 ресурсных центров.

2. Создание условий конкурентной среды через введение нормативного финансирования и внешнего контроля качества.

3. Внедрение программы профильного обучения, индивидуальных программ, программы дополнительного образования в гимназии, в ресурсных центрах.

4. Формирование правового поля.

5. Создание адекватной системы управления.

 

Основные проблемы, решаемые с помощью реструктуризации:

 

  1. Улучшение качества образования:

- все предметы будут вести только специалисты,

- учащиеся будут иметь большие  возможности для дополнительного образования,

- будут обеспечены равные стартовые возможности для учащихся начальной школы,

- повысится профессиональный уровень педагогов,

- будут созданы условия для решения проблем профильного обучения.

 

  1. Создание эффективной сети позволит:

- увеличить наполняемость классов, довести их до норматива (25, 14),

- сосредоточить материальные, финансовые, кадровые ресурсы в перспективных ОУ,

- эффективно использовать высвободившиеся помещения для кружковой работы, дополнительного образования, дошкольных групп при ОУ,

- снизить затраты на коммунальные услуги, ремонт ОУ, направить средства на оснащение кабинетов, выполнение требований органов надзора, муниципальную программу «Школьный стадион».

 

3. В ходе программы реструктуризации планируется открытие пришкольного интерната

      на базе Нелидовской средней школы для проживания учащихся Нелидовского района и соседних    районов, которые учатся в школах города.

 

 

Основные направления деятельности:

 

1. Выравнивание стартовых возможностей учащихся (доведение до 100% охвата детей 5-6 летнего возраста предшкольным образованием). Интеграция учебных заведений дошкольного и общего образования. Развитие форм дошкольного образования, в т.ч. групп кратковременного пребывания детей.

2. Повышение качества общего образования:

     - профилирование школьного образования, создание ОУ 3-ей ступени,

     -  снижение различий в качестве образования между выпускниками различных школ (по результатам ЕГЭ),

     - расширение возможности получения дополнительного образования по запросам и потребностям населения (открытие филиалов учреждений дополнительного образования на селе, оказание услуг получения образования в очно-заочной , вечерней формах)

3. Изменение возрастной структуры учителей (снижение доли преподавателей пенсионного возраста, повышение доли молодых учителей). Открытие филиала ТГУ с 1.09.2006года.

4. Повышение уровня квалификации учителей. Работа базовых образовательных учреждений, как центров повышения квалификации. Рост заработной платы. Предоставление жилья.

5. Повышение эффективности бюджетного финансирования:

      - сокращение доли ОУ, требующих капитального ремонта,

      - обновление учебно-материальной базы ОУ,

      - участие в программно - целевом финансировании ОУ (программе «Школьный автобус», конкурсах ОУ в рамках реализации национального проекта),

      - переход на НБФ.

6. Развитие государственно – общественного управления (увеличение количества ОУ, имеющих попечительские советы).

7. Активное участие обучающихся в управлении образованием через детские объединения, участвующие в управлении, школьных и районном совете по образованию.

 

 

 

Сеть к 2008 году

 

   К 2008 году по программе реструктуризации планируется всего 8 юридических лиц ОУ (в городе – 5 МОУ (1 школа старшей ступени, гимназия, 3 основных школы),

государственная школа – интернат для детей – сирот, коррекционная школа – интернат, на селе – 3 МОУ, остальные школы будут филиалами,

                                Количество дошкольных образовательных учреждений в городе – 6, на селе – 4, и дошкольные группы при ОУ.

                                Открытие филиалов учреждений дополнительного образования в каждой сельской школе.

                                Открытие дошкольных групп в Новосёлковской, Селянской школах.

 

  

 

Таблица №1                                                                     Сеть образовательных учреждений в Нелидовском районе

 

 

2001/2002 – 2003/2004 уч.г.

2004/2005 уч.г.

2005/2006 уч.г.

2006/2007 уч.г.

2008 год

город

село

всего

город

село

всего

город

село

всего

город

село

всего

город

село

всего

Общее образование

Общее количество ОУ

7

13

20

7

8

15

8

7

15

7

5

12

7

3

10

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

начальных ОУ

 ---

6

6

 ---

2

2

 ---

2

2

 ---

1

1

 ---

 ---

 ---

основных ОУ

 ---

3

3

 ---

2

2

 ---

1

1

 ---

1

1

2

2

4

средних ОУ

5, в т.чимназия

4

9

5

4

9

5

4

9

5

4

9

3

1

4

вечерних ОУ

1

 ---

1

1

 ---

1

1

 ---

1

функции выполняет сш. №5

 ---

 ----

 ---

 ---

 ---

государственных ОУ

1

 ---

1

1

 ---

1

2

 ---

2

2

 ---

2

2

 ---

2

Дошкольное образование

Детские сады

6

1/2 (вед)

8

6

 2/2

10

6

 2/2

10

6

 1/2

9

6

 1/2

9

Начальная школа етский сад

 ---

2

2

 ---

1

1

---

1

1

 --

 ---

 ---

 ---

 ---

 ---

Учреждения дополнительного образования

3

 ---

3

3

 ---

3

3

 ---

3

3

филиалы

3

3

 ---

3

 

 

Этапы  реструктуризации сети ОУ:

 

1. Подготовительный (2000 – 2006 года).

 

Проектирование образовательной сети.

Изучение контингента обучающихся.

Разработка программы проведения реструктуризации.

Применение методики нормативно-бюджетного финансирования.

Формирование правового поля.

Оптимизация сети образовательных учреждений с целью перераспределения финансовых потоков, повышения экономической эффективности. Доступность качественного образования.

Ликвидация Арбузовской, Горкинской, Высокинской, Кривцовской начальных школ.

Реорганизация Березовской начальной школы – детский сад  в детский сад.

 

 

 

2.  2005 – 2008 года.

 

Оказание дошкольных услуг в образовательных учреждениях.

Открытие дошкольных групп в Новоселковской, Селянской средних школах (2006г.)

Закрытие Новоникольской школы.

Открытие лицейского класса в сш №4.

 

Перевод в другой статус – государственного образовательного учреждения коррекционной школы – интерната.

Открытие филиала Тверского государственного университета на базе сш №4.

Открытие 4 групп в ДОУ №1, по 1 группе – в ДОУ №2, 3.

Получение 2 единиц транспорта для подвоза учащихся.

Формирование школьных округов.

Создание ресурсных центров.

Создание нормативно – правовой базы.

Закрытие Березовского ДОУ.

Реорганизация Заборской начальной школы – детского сада в филиал Новоселковской средней школы.

Открытие дошкольных групп в Новш и ССШ.

Реорганизация Нелидовской сш, Пустоподлесской ош, Федоровской нш в филиал сш №4.

Открытие групп кратковременного пребывания в ДОУ №1.

Укрепление ресурсных центров:

-  строительство котельной в Нелидовской сш,

-  приобретение 2 компьютерных классов (сш №4, 5).

Начало перехода на школу – ступеней.

Открытие 3-х 10 классов в сш №4.

Работа по профильному образованию.

Совершенствование нормативно-правовой базы.

 

3.  2008г.

 

Мониторинг  реализации программы реструктуризации.

Подведение итогов реализации программы.

 

 

Основные показатели:

-  Наличие оформленной нормативно-правовой базы.

-  Наличие транспорта для обеспечения транспортной доступности.

-  Соответствие штатного расписания, эффективное распределение обязанностей.

-  Соответствие материально-технической базы нормативам.

-  Количество образовательных учреждений как самостоятельных юридических лиц меньше (было 18, будет – 8).

-  Удельный вес административного аппарата в соотношении к персоналу, учащимся.

-  Повышение управляемости учреждениями, оперативность в выполнении управленческих решений, рост исполнительской дисциплины.

-  Развитие механизмов самоуправления, совершенствование работы управляющих советов в учреждениях.

-  Уменьшение классов – комплектов в целом по сети, увеличение наполняемости классов.

-  Рост доли учебных расходов в финансировании на 1 ученика.

-  Увеличение фонда материального обеспечения и уменьшение затрат по фонду оплаты труда по отдельным учреждениям в соотношении 80 :20.

-  Приведение штатного расписания в соответствии с нормативами.

-  Уменьшение затрат на коммунальные услуги в расчете на 1 ученика.

-  Улучшение качества знаний обучающихся (результаты ЕГЭ)

 

 

Основные риски реструктуризации:

-  Сопротивление педагогической общественности в связи с сокращением ставок и нагрузки.

-  Сопротивление родительской общественности в связи с направлением социального заказа на комфортные условия обучения (ребенок рядом с родителями).

-  Амортизационный износ автотранспорта.

-  Недофинансирование из  областного бюджетов в связи с переходом на нормативное бюджетное финансирование; из муниципального бюджета – на ремонт базы ОУ по устранению предписаний оргнов надзора.

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты:

-  Повышение качества образования.

-  Разработка на муниципальном уровне нормативно-правовой базы, позволяющей в рамках законодательства осуществлять реструктуризацию сети.

-  Создание 4 школьных округов.

-  Создание схемы сетевого взаимодействия.

-  Сокращение на 1/3 неэффективных затрат по отрасли.

-  Привлечение общественности к активному сотрудничеству.

 

  

План действий

 

Мероприятия

Года

Ответственные

2004

2005

2006

2007

2008

1.Создание комиссии по определению последствий реструктуризации

 

+

 

 

 

Администрация района

2. Анализ последствий реструктуризации сети в 200 – 2005 годах.

 

+

 

 

 

Отдел образования

3. Подготовка нормативно-правовой базы по реструктуризации сети

 

+

 

 

 

Юртдел, отдел образования

4.        Анализ ситуации в отрасли:

-          разработка основных направлений реструктуризации,

-          разработка плана действий и мониторинга,

-          утверждение программы реструктуризации

+

+

 

+

 

+

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

+

Отдел образования

творческая группа

5. Подготовка проектов распоряжений главы по реструктуризации

+

+

+

+

+

Отдел образования

6. Подготовка положения о филиале

 

 

+

 

 

Юртдел, отдел образования

7. Подготовка положения о дошкольной группе при образовательном учреждении

 

 

+

 

 

Отдел образования, юртдел

8. Подготовка положения о группах кратковременного пребывания детей в ДОУ

 

 

+

 

 

Отдел образования, юртдел

9. Подготовка нового договора с учредителем

 

+

 

 

 

Отдел образования, юртдел

10. Подготовка нового положения об отделе образования

 

+

 

 

 

Отдел образования, юртдел

11. Прохождение процедур лицензирования, аттестации и аккредитации реорганизованными образовательными учреждениями

 

+

+

+

+

Отдел образования, руководители ОУ

12. Подготовка положения о ресурсном центре

 

 

+

 

 

Отдел образования

13. Подготовка договора о взаимодействии ОУ

 

 

+

 

 

Отдел образования

14. Создание ресурсных центров на базе образовательных учреждений: сш №4, ССШ, ЗСШ, Новш, сш №4.

 

+

+

+

+

Отдел образования

15. Провести следующие организационные изменения сети:

-          создать филиалы при Новш;

-          при сш №4;

-          реорганизация средних школ в основные (НСШ)

-          ликвидация Березовского ДОУ

 

 

 

 

+

+

 

+

+

 

 

Руководители ОУ

16. Создание  информационной карты образовательного пространства

 

 

+

 

 

Отдел образования

17. Разработка нормативно-правовой базы введения предпрофильной подготовки

 

+

 

 

 

Отдел образования, руководители ОУ

18. Мониторинг экономической эффективности сети

+

+

+

+

+

Отдел образования, экономист

19. Мониторинг использования материально-технической базы ОУ

 

+

+

+

+

Отдел образования, специалист

20. Мониторинг НБФ

 

+

+

+

+

Отдел образования, экономист

21. Собеседования с руководителями ОУ по программе развития

 

 

+

 

 

Начальник отдела образования

22. Разработка муниципальных нормативов

по дошкольному образованию

по дополнительному образованию

по содержанию зданий

 

 

 

 

+

+

+

 

 

Творческая группа

23. Обеспечение транспортной доступности, анализ транспортных затрат.

Участие в региональных программах «Дорога к школе»

«Школьный автобус»

 

+

+

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

+

Специалист ЦБ отдела образования

24. Приобретение транспорта

 

+

 

+

+

 

25. Информационная поддержка реструктуризации:

-          публикации в местной газете;

-          выпуск телепередач;

-          встреча с населением;

-          встречи с педоллективами;

-          «круглые столы» по ходу реструктуризации»

-          рассмотрение вопросов на сессии депутатов;

 

 

+

+

+

+

+

+

 

 

+

+

+

+

+

+

 

 

+

+

+

+

+

+

+

 

 

 

+

+

+

+

+

+

+

 

 

+

+

+

+

+

+

+

 

 

 

Мониторинг программы

 

Направления мониторинга:

1.Динамика повышения качества образования.

2.Характеристика социального заказа к сети ОУ.

3.Статистические показатели (рождаемость, смертность, отток, приток населения, плотность распределения по территории)

4.Объемы финансирования ОУ. Внебюджетные средства.

5.Эффективность использования материально-технических средств в ОУ (нагрузка педагогов, количество компьютеров на 1 обучающегося, количество часов работы на компьютере на 1 ученика, загруженность спортзала, специализированных кабинетов, мастерских и др).

6.Затраты на содержание зданий, источники экономии финансовых средств.

7.Обеспеченность кадрами, качественный состав кадров, возрастной состав, востребованность высокопрофессиональных кадров.

8.НБФ общеобразовательных учреждений (количество обучающихся, расчетные схемы, соотношения ФОТ и  ФМО, соотношения педагогического и обслуживающего персонала, доля совместителей, соответствие штатного расписания нормативной численности, наполняемость классов, количество обучающихся на 1 учителя, соотношение административных единиц).

9.Психологический климат в педоллективе.

10.Процесс адаптации обучающихся в др.ОУ.

11.Уровень тревожности родителей.

12.Отношение местного сообщества к реструктуризации.

13.Уровень готовности руководителей ОУ в процессам реструктуризации сети.

14.Уровень безопасности обучающихся, охрана жизни и здоровья (безопасность транспортных перевозок, организация питания, лицензирование учреждений).

 

 

Формы мониторинга:

-  Экспертная оценка.

-  Анализ статистических показателей по различным направлениям.

-  Анкетирование.

-  Социологический опрос.

-  Анализ заключений и предписаний контролирующих органов.

-  Заключение по итогам самоанализа ОУ.

 

Периодичность:

-  по итогам четверти, полугодия, учебного года,

-  по итогам финансового года, на этапах формирования проекта бюджета,

-  ежегодно в начале учебного года,

-  в конце учебного года.

 

 

Показатели будущего состояния сети

  

Показатель

Состояние сети через 5 лет без проекта

Проектное состояние сети через 5 лет

1. Общее количество учреждений общего образования как юридических лиц

19

8

2. Количество школ среднего полного образования

9

4

3. Из них старшей ступени (10-11 кл.)

---

1

4. Количество основных школ

3

4

5. Количество начальных школ

6

---

6. % старшеклассников, которые будут обучаться в школах, в старших параллелях которых выдержано минимальное количество классов – комплектов (3 – село, 6 – город)

---

75%

7. Минимальное число учащихся в параллели в 1 сетевое единице на ступени основного общего образования

1

12

8. Среднее количество детей в параллели основной школы

4

22

9. Количество сетевых единиц общего образования, реализующих программы дошкольного образования

---

3

10. Максимальное расстояние подвоза:

5-9 класс

10-11 класс

25 км

25 км

11. Количество имеющихся автобусов / количество необходимых автобусов

6/8

6/8

12. % детей, обучающихся в школах – ступенях

---

35%

13. Количество детей на 1 педагога в сети учреждений общего образования

9

14

 

 

Ожидаемая экономическая эффективность

  

1. За счёт сокращения классов-комплектов в процессе реструктуризации

Сокращение 10 кл. – компл.

2006-2008г.г.

1060,т.р.

Областные субвенции

2. Сокращение в связи с переходом сельских школьников в городские ОУ по собственному выбору

Переход 70 уч-ся

2006-2008г.г.

700,0 т.р.

Областные субвенции

3. Сокращение количества сельских работающих учителей

5 педагогов

2006-2008 г.г.

269,7 т.р.

Областные субвенции

4. Переход 5 учителей в городские школы

5 педагогов

53,4 т.р.

 

ИТОГО

2006-2008 г.г.

2083,1 т.р.

Областные субвенции

 

Дополнительные расходы в процессе реструктуризации

 

1. Открытие дополнительно 5 групп продлённого дня

ФОТ воспитателей ГПД

239,1 т.р.

Областные субвенции

Расходы на питание

52,4 т.р.

Муниципальный бюджет

2. Дополнительные расходы на содержание детей в пришкольном интернате

Расходы на питание

180,8 т.р.

Муниципальный бюджет

Содержание учащихся

50,0 т.р.

Муниципальный бюджет

3. Материальная база

Ремонт пришкольного интерната

300,0 т.р.

Муниципальный бюджет

4. Учебная база

Приобретение учебного оборудования

300,0 т.р.

Областные субвенции

5. Программа «Школьный автобус»

 

260,8 т.р.

Областной и муниципальный бюджет

6. Приобретение компьютерных классов

 

1000,0 т.р.

Областной бюджет

ИТОГО:

2083,1 т.р.

1799,9 т.р. – областной бюджет

 844, 0 т.р. – муниципальный

 

Ожидаемая социальная эффективность

 

 

 

 

Hosted by uCoz