Муниципальная программа реструктуризации сети образовательных
учреждений Нелидовского района Тверской области на период до 2008 года
Анализ
исходной ситуации
Территориальные особенности
округа:
Удаленность от областного центра 270 километров.
Концентрация социальной инфраструктуры в районном
центре – г.Нелидово и в трех
крупных населенных пунктах – п.Земцы, д.Новоселки, д.Селы.
Образовательные учреждения удалены от районного центра
на расстояние 25-35 км. Транспортная доступность во все
населенные пункты, где расположены образовательные учреждения хорошая (дороги с
асфальтовым покрытием).
Удаленность от центра образовательных учреждений:
- Земцовская
средняя школа – 35 км;
- Новоселковская
средняя школа – 20 км;
- Селянская средняя школа – 20 км;
- Пустоподлесская школа – 30 км;
- Заборская
начальная школа – детский сад – 27 км;
- Федоровская
начальная школа – 40 км.
Общее число населенных пунктов – 169.
Перспективных населенных пунктов – 4 (д.Селы, п.Земцы, д.Новоселки, п.Монино).
Доля населения до 35 лет в этих населенных пунктах –
30-40%.
Число населенных пунктов с количеством жителей менее
30 человек – 96.
12% населения работает в агропромышленном комплексе,
где низкая заработная плата, конкурентоспособность.
Слабо развиты фермерские хозяйства. На 01.01.2006 их
количество составляет 14.
На территории муниципального образования на 01.01.2006
12 предприятий – банкротов.
На 01.01.2006 доля занятого населения к общему числу
составляет 40%.
Численность работающего населения на протяжении 3 лет остается стабильным и составляет: 2003г. – 12,6 тыс.чел., 2004г. – 13,6 тыс.руб., 2005г. – 13,6 тыс.чел.
Удельный вес населения пенсионного возраста в
структуре населения стабилен на протяжении последних лет и составляет: 2003г. –
27%, 2004г. – 26%, 2005г. – 26%.
Общая численность населения муниципального образования
уменьшается: 2003г. – 35,1 тыс.чел., 2004г. – 34,3
тыс.чел., 2005г. – 33,6 тыс.чел.
Смертность преобладает над рождаемостью (соотношение 3 : 1) 2003г. – 307 / 885, 2004г. – 300/863, 2005г. –
307/881.
73% (24852 человека) от общей численности населения
проживает в городе.
Жителей в возрасте до 35 лет – 10325 или 41,5%.
Доходы населения:
Средняя заработная плата в месяц растет. Составила в
2003г. – 3248,5 рублей, 2004г. – 3977 руб., 2005г. – 5150,2 руб.
Соотношение средней заработной платы к прожиточному
минимуму составило 162% в 2003г., 163% в 2004г., 190% в 2005г.
Средняя заработная плата в образовании ниже средней
заработной платы в городе и составляет: 2003г. – 110% к прожиточному минимуму,
2004г. – 130,5%, 2005г. – 147,6%.
Целевая программа социально-экономического развития
отсутствует.
1. Незначительная удаленность большинства образовательных
учреждений от центра, хорошая транспортная доступность.
Потребность
в качественных образовательных услугах у населения растёт. Переход в
городе из
одного образовательного учреждения в другое, переход учащихся в городские
образовательные учреждения отражают ярко выраженную тенденцию с 2004 года. Это
объясняется более высоким качеством образовательных услуг, предоставляемых ОУ.
2005/2006 учебный год показал, что особенно востребованы – гимназия №2, сш.№4, сш.№5.
До 2004 года количество образовательных учреждений на
селе значительно превышает количество образовательных учреждение в г.Нелидово.
В городе 5 МОУ, 1 государственная школа-интернат, 1 –
вечерняя школа,
на селе – 13 МОУ.
В городе 6 ДОУ,
на селе- 4.
2. Концентрация учреждений образования в городе и крупных
населенных пунктах:
- В 2005 году из 15 образовательных учреждений – 7 в городе (47%),в них обучается 84 % школьников;
- В 2006 году из 13 образовательных учреждений – 7 в городе (54%), в них обучается 86% школьников;
3. Учреждений дошкольного образования в городе 80%, на селе – 20%, количество ДОУ с 2006
года не меняется;
городские дошкольные образовательные учреждения посещают 96% детей, на селе – 4%;
не охвачены дошкольным образованием в 2004г. – 28% детей, в 2005г. – 25%, 2006г. – 18%;
открытие групп кратковременного пребывания детей при школах и ДОУ позволило увеличить количество детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения;
на предшкольной ступени образования не охвачены дошкольным образованием 1% детей в 2006 году,
очереди в дошкольные группы с 3-х лет нет, свободные места имеются во всех возрастных группах,
очередь в младшие возрастные группы 100 человек;
учреждений дополнительного образования – 3 – Дом детского творчества, детско-юношеская спортивная школа, школа искусств;
принадлежат ведомству образования – 1 (ДДТ);
4. Охват детей
дополнительным образованием растет и составляет:
2003г- 92%
2004г- 93%
2005г- 95%
2006г.- 95%
Доля учащихся, занимающихся дополнительным образованием на базе образовательных учреждений, составляет 72%.
Эта тенденция будет иметь место и в последующие годы, и нацеливает на открытие филиалов учреждений дополнительного образования в сельских МОУ для обеспечения доступного качественного дополнительного образования сельским школьникам.
2003 |
2004 |
2005 |
|||||||||
кружки |
филиалы |
кружки |
филиалы |
кружки |
филиалы |
||||||
всего |
Уч-ся |
всего |
Уч-ся |
всего |
Уч-ся |
всего |
Уч-ся |
всего |
Уч-ся |
всего |
Уч-ся |
251 |
3779 |
1
ДДТ |
47 |
217 |
3267 |
1
ДДТ |
50 |
211 |
2557 |
1
ДЮСШ |
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Незначительная удаленность образовательных учреждений от центра, хорошее транспортное обеспечение школьными автобусами позволяют 2% учащимся посещать школу искусств, 4% - ДЮСШ, расположенные в городе.
6. Социально- экономические условия:
1. Доля лицензированных, аттестованных и аккредитованных ОУ за последние 3 года составляет 100%
2. Сокращение
контингента учащихся характерно для
муниципального образования:
2003\04 уч.год по сравнению с 2002/2003 - уменьшение контингента на 319 чел
2004/05 уч.год по сравнению с 2003\04 - уменьшение контингента на 255 чел.
2005/06 уч. г. по сравнению с 2004/05 - уменьшение контингента на 376 чел.
В последующие годы сокращение контингента обучающихся на 200 человек (до 2008 года)
по ступеням образования:
начальная школа- 2003/04 уч.г – 2002/03 уч. г.– уменьшение на 39 чел
2004/05 уч.г- 2003/04 уч.г- уменьшение на 11 чел.
2005/06 уч.г – 2004/05 уч.г . – уменьшение на 72 чел.
основная школа - 2003/04 уч.г.- 2002/03 уч.г – уменьшение на 197 чел.
2004/05 уч.г - 2003/04 уч.г - уменьшение на 205 чел.
2005/06 уч.г – 2004/05 уч.г.- уменьшение на 201 чел.
средняя школа - 2003/04 уч.г – 2002/03 уч.г – уменьшение на 84 чел.
2004/ 05 уч.г.-2003/04 уч.г – уменьшении на 41 чел.
2005/06 уч. год – 2004/05 уч. г. –
уменьшение на 103 чел.
Этот негативный процесс, тем не менее, дает широкие возможности для ресурсного маневрирования. За последние 4 года резко сократилось число занимающихся во вторую смену. С 2006/2007 уч.г. все учащиеся будут заниматься в 1 смену.
Сокращение обучающихся на селе дает возможность трудоустраиваться учителям в городских образовательных учреждениях, влияя, таким образом, на решение проблемы кадров (как заполнение вакансий в связи с уходом на пенсию педагогов, так и омоложение кадров).
7. Количество детей - сирот
остается стабильно высоким:
2003г- 94 чел.
2004г- 96 чел. ,
2005г.-65 чел.
Из них 48% обучаются в муниципальных образовательных учреждениях, а 52% направлены в государственную образовательную школу – интернат.
Новые формы жизнеустройства детей – приемная семья, опекаемые дети, дают возможность продолжать обучение детям в муниципальном учреждении.
С 2005 года намечается тенденция устройство детей в семьи в большем количестве, чем в государственные учреждения.
Сокращение обучающихся в школе – интернате для детей-сирот очевидно.
2004г. – 170 чел.;
2005г. - 140 чел.;
2006г. - 138 чел.
8. Количество детей со
специальными потребностями, обучающиеся в ОУ, остается стабильным:
Обучение на дому:
2003г.- 12 чел. 03% от общего количества обучающихся
2004г- 11 чел. 0,3 % от общего количества обучающихся
2005г. -11 чел. 0,3 % от общего количества обучающихся
По программам 8 вида:
2003г- 71 чел ,2% от общего количества обучающихся
2004г- 67 чел, 2% от общего количества обучающихся
2005г – 69 чел 2% от общего количества обучающихся
9. Количество детей, покинувших
ОУ и не получивших основного образования
2003г- 0, 2004г-0, 2005г- 0
Количество классов – комплектов уменьшается ежегодно из-за с уменьшения контингента обучающихся, в 2005/06 уч.г. в самостоятельное образовательное учреждение выделена коррекционная школа, которая реорганизована из муниципальной в государственную школу – интернат.
Количество
классов-комплектов уменьшается:
2003-2004 – 209,
2004- 2005 – 186,
2005-2006 - 155.
– соотношение «учитель-ученик»:
|
Город
|
Район |
||||
|
РФ
|
Область |
Нелидово |
РФ |
Область |
Нелидово |
2003/2004 |
|
13,07 |
13,90 |
9,49 |
5,66 |
6,60 |
2004/2005 |
|
12,52 |
12,50 |
9,49 |
5,27 |
6,80 |
2005/2006 |
12,5 |
12,33 |
11,90 |
5,27 |
4,98 |
6,00 |
|
Начальная
ступень |
Средняя
ступень |
Старшая
ступень |
%
поступивших в 10 кл. |
2003-2004 уч. год |
1152 |
2012 |
670 |
60,2 |
2004-2005
уч. год |
1092 |
1793 |
608 |
63,1 |
2005-2006
уч. год |
1069 |
1606 |
528 |
52,2 |
Наполняемость классов
увеличивается:
2003/2004 по городу – 22,4 (по области – 22,2), по селу – 8,2 (по области – 6,7) ,
2004/2005 по городу – 22,7 (по области – 21,9), село – 9 ( по области – 6,4),
2005/2006 по городу – 24,3 (по области – 21,9), по селу – 11 (по области – 6,14).
Что превышает областные показатели.
Количество обучающихся на 1 преподавателя (чел.):
2003/2004 – 10,3,
2004/2005 – 9,6,
2005/2006 – 9.
Затраты на 1 обучающегося растут:
2003 – 7479 руб.,
2004 – 11000 руб.,
II
Ресурсы системы образования.
Все учреждение муниципальной системы образования финансируются за счет бюджетных средств, доля которых в общем объеме финансирования составляет около 98,2%. Внебюджетные поступления формируются из платы родителей за дополнительные образовательные услуги и благотворительной спонсорской помощи, которая в 2003 году составила 0,8 % от бюджета, в 2004 году – 1,6,%, в 2005- 3%.
Развитие системы образования определяется рядом факторов, в том числе экономическими составляющими.
Доля расходов на образование в бюджете Нелидовского района составляет 39,9%, - 2003г., 29,4% - 2004г., 29,2% - 2005 год.
Рис.№1
Уменьшение доли расходов на образование не уменьшает расходы на одного
обучающегося. Затраты на одного ученика на протяжении анализируемого периода
растут.
Рис.№2
Увеличение расходов связано с ростом цен, а также с увеличением средств, направленных на учебные расходы, ростом заработной платы. Но следует отметить, что затраты на одного обучающегося в нашем муниципальном образовании ниже средне областного показателя (16,3 тыс. руб.). Это результат проводимой работы по реструктуризации сети образовательных учреждений, увеличения наполняемости классов, увеличение соотношения учитель – ученик, что тоже превышает областные показатели.
Рис.№3
Рис.№4
Затраты на одного обучающегося в 2005 году по группам школ показывают зависимость расходов на одного обучающегося от количества учащихся в образовательном учреждении.
Рис.№5 Расходы на одного обучающегося по ОУ Нелидовского района за 2005 год
Наиболее высокие затраты в
сельских малокомплектных основных и начальных школах, где самая низкая
наполняемость.
Предусмотренные программой реструктуризации мероприятия позволят сделать экономически более эффективными вложения в отрасли.
Сметы расходов по образованию в 2005 году и предыдущие годы освоены на 100%.
Структура расходов бюджета в 2005
году:
- общее образование – 71%;
- дошкольное образование – 26%;
- дополнительное образование – 3%.
Полностью профинансирована реализация региональных программ:
- « школьный автобус», в результате чего муниципальное образование получило
2 микроавтобуса и автобус ПАЗ для подвоза учащихся;
- по президентской программе компьютеризации образовательных учреждений в школы поступил компьютерный класс;
- по областной программе обеспеченность спортинвентарём получен спортинвентарь на сумму 150 тыс. руб.
Кроме того, реализуя муниципальную программу образования, один компьютерный класс приобретён в сш. №4.
С 2004/2005 учебного года финансирование основных образовательных программ в части расходов на оплату труда, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, хозяйственные нужды осуществляется на основе выделения целевой образовательной субвенции муниципальным органом власти.
Рис.№6
Это позволило увеличить средства на учебные расходы, приобретение, оплату труда учителей. Надтарифный фонд образовательных учреждений значительно повлиял на стимулирование работы педагогов.
Рис.№7
Самостоятельное распределение финансов образовательным учреждениям заметно изменило деятельность руководителей ОУ, повлияло на укрепление учебно-материальной базы. С 2006 года все ОУ в полном объеме реализуют свои права юридического лица, что позволяет снять ограничение на экономическую самостоятельность школы, оказывает существенное влияние на работу ОУ.
|
2003 г. |
2004 г. |
2005г. |
Доходы бюджета |
163118 |
226023 |
243003 |
в т. ч. собствств. доходы бюджета |
59454 |
81551 |
87513 |
Доля собств. доходов, % |
36,4 |
36,1 |
36,0 |
Расходы бюджета - всего |
106081 |
225036 |
250866 |
в т. ч. на образование |
42372 |
66105 |
73349 |
Доля расходов на образование, % |
39,9 |
29,4 |
29,2 |
|
2003 г. |
2004 г. |
2005г. |
Всего расходов, тыс. руб. |
42372 |
66105 |
73349 |
в том числе ФОТ |
27966 |
43434 |
45662 |
Доля ФОТ в общих расходах,% |
66,0 |
65,7 |
62,3 |
коммунальные |
8451 |
11041 |
8631 |
Доля коммун.расходов в общих расходах, % |
19,9 |
16,7 |
11,8 |
учебные расходы |
258,9 |
217,2 |
235,1 |
Доля учеб. расходов в общих расходах, % |
0,6 |
0,3 |
0,3 |
Доля з/п педаг.работников(учителей) в общем ФОТ,% |
48,5 |
45,9 |
45,5 |
Доля надтариф. фонда в общем ФОТ,% |
10,5 |
11,7 |
13,5 |
Фонд поощрений, тыс. руб. |
73,8 |
280,1 |
330,6 |
Доля коммунальных расходов в общих расходах уменьшается, доля учебных расходов в общих расходах на образование составляет 0,3%.
Рост надтарифного фонда и фонда поощрений позволяет руководителям активнее влиять на качество работы педагогов.
Доля надтарифного фонда в общем ФОТ растет.
Ежегодный рост надтарифной части оплаты труда и доплат стимулирующего характера.
Снижение доли расходов на коммунальные услуги в общих расходах ОУ связано с переходом на НБФ, финансовую самостоятельность образовательных учреждений (когда руководитель считает деньги своего учреждения, установкой приборов учета в образовательных учреждениях).
Соотношение ФОТ
педагогического персонала к ФОТ административно-хозяйственного,
учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала
Наименование ОУ |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
|||
Пед. персонал,% |
Прочие,% |
Пед. персонал,% |
Прочие,% |
Пед. персонал,% |
Прочие,% |
|
СШ №1 |
78 |
22 |
74 |
26 |
71 |
29 |
Гимназия №2 |
76 |
24 |
73 |
27 |
72 |
28 |
СШ №3 |
78 |
22 |
79 |
21 |
79 |
21 |
СШ №4 |
78 |
22 |
73 |
27 |
68 |
32 |
СШ №5 |
79 |
21 |
74 |
26 |
74 |
26 |
ЗСШ |
72 |
28 |
70 |
30 |
63 |
37 |
НСШ |
75 |
25 |
74 |
26 |
66 |
34 |
Нов. СШ |
76 |
24 |
72 |
28 |
69 |
31 |
ССШ |
62 |
38 |
68 |
32 |
67 |
33 |
ПОШ |
67 |
33 |
68 |
32 |
59 |
41 |
ЗНШ |
48 |
52 |
51 |
49 |
54 |
46 |
ФНШ |
63 |
37 |
62 |
28 |
63 |
37 |
ВСШ |
80 |
20 |
82 |
18 |
73 |
27 |
- Переход на программу нового поколения,
- использование инновационных технологий в образовательном процессе.
- увеличение числа компьютеров.
Школы города и района подключены к сети Интернет, оснащение компьютерами дает возможность педагогам и учащимся использовать новые образовательные технологии, влиять на качество знаний учащихся.
Рис.№14
Всего компьютеров в ОУ:
2003г. – 78 шт.
2004г. – 81 шт.
2005г. – 114 шт.
Количество часов работы с компьютером на 1 ученика в среднем 2- 2,5 – 3 соответственно.
Кадровые ресурсы системы образования
Одним из определяющих ресурсов системы образования является кадровый потенциал.
В 2006 году в системе образования работают 353 педагога (262 в городе, 91 – на селе).
Рис.№16
64%педагогов награждены
правительственными, отраслевыми наградами.
Доля педагогов с высшим образованием в 5-11 классах – 91%, 100% педагогов 1-4 классов с высшим и средним специальным образованием, областной показатель 97,5%.
Доля преподавателей мужчин – 3%.
Доля преподавателей пенсионного возраста
Таблица №6
|
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
Нелидовский район |
14,3% |
15,5% |
16,2% |
17,0% |
19,1% |
Областной показатель |
9,7% |
11,3% |
13,4% |
15,5% |
|
Доля преподавателей со
стажем работы более 10 лет
Таблица №7
|
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
Нелидовский район |
76,4% |
77,9% |
79,1% |
82,4% |
87,1% |
Областной показатель |
73,6% |
75,4% |
77,9% |
80,5% |
|
Количество преподавателей пенсионного возраста и имеющих стаж свыше 10 лет продолжает расти. Это определяется рядом факторов, в том числе социально-экономическим положением, отсутствием молодых специалистов, особенно на селе, наличием более высоко оплачиваемых рабочих мест в других отраслях.
Рис.№17
Несмотря на то, что заработная плата учителей растёт быстрее заработной платы в экономике, она всё же в образовании остаётся ниже, что подтверждает диаграмма.
Это не может не влиять на возрастной состав педагогов.
Рис.№18
Педагогов-неспециалистов – нет.
Вакансий в штате педагогических работников – нет.
Налажена система повышения квалификации педагогических кадров, экспериментальная и научно-исследовательская деятельность учителей и учащихся.
Одним из основополагающих направлений своей деятельности отдел образования считает поддержку, координацию деятельности и трансляцию опыта. Главным индикатором успешности является участие ОУ и педагогов в областных и федеральных программах и конкурсах. Ежегодно проводится конкурс «Учитель года» в муниципальном образовании, победитель которого принимает участие в областном этапе. Наши учителя входят в число призёров областного конкурса, а Стулова Я.М. стала победителем и представляла Тверскую область в России.
Гимназия №2 стала победителем областного этапа конкурса воспитательных систем и представляла свой опыт коллегам из других районов, музей средней школы №3 – лауреат российского смотра – конкурса школьных музеев, совместные проекты учителей и учащихся сш.3, гимназии, сш.4 были представлены на международной конференции «Интел», а учащиеся Селянской средней школы, под руководством своего педагогам приняли участие в международной Интернет-конференции, посвящённой 60-летию ООН. Новосёлковская средняя школа, гимназия №2, сш.№3 проводят научно-исследовательскую работу с учащимися под руководством научных сотрудников Заповедника.
В 2006 году два образовательных учреждения – гимназия №2 и Селянская средняя школа стали победителями конкурса инновационных образовательных учреждений в рамках реализации национального проекта «Образование» и получат гранты по 1 млн. рублей каждое.
Три педагога принимают участие в
конкурсе учителей в рамках национального проекта.
Состояние школьных
зданий.
В оперативном управлении системы
образования Нелидовского района находятся различные здания и сооружения.
Таблица №8
ОУ |
Типовые здания |
Имеют все виды благоустройства 85,7% ОУ |
Частичный уровень благоустройства 14,3% ОУ |
Центральное отопление |
Собственные котельные
|
Печное отопление |
|
Город Школы ДОУ |
6/2 6 |
6/2 6 |
--- |
6/2 6 |
--- |
--- |
|
Село Средние школы Основная школа Начальные школы |
4
1
1 |
3
1
--- |
1
---
1 |
1
---
--- |
3
1
--- |
---
---
2 |
|
Сельские ДОУ |
2 |
1 |
1 |
--- |
1 |
1 |
|
Итого |
20/2 |
12/2 |
2 |
13/2 |
5 |
3 |
В школах, имеющих все виды благоустройства обучаются 3230 учащихся (97,7%).
В школах, имеющих частичный уровень благоустройства – 2,3%.
Материально-техническое состояние МОУ следует признать удовлетворительным: кроме 1 начальной школы, все ОУ имеют оборудованные столовые, спортивные залы.
Аварийных зданий и сооружений нет.
Но при этом 50% школьных зданий требуют проведения капитального ремонта.
Общее количество мест (согласно типовой мощности ОУ) – 6015.
В городе – 4730
В сельский ОУ –1285
Фактическая наполняемость школ составляет 55,5%.
В городе – 40%, в сельской местности – 60%.
На территории муниципального образования два образовательных учреждения
осуществляют работу в 2 смены. Динамика снижения количества обучающихся
во вторую смену связана с общим снижением контингента обучающихся. С 2006/2007 учебного года все ОУ будут
работать в 1 смену.
Рис.№19
Количество педагогов высшей и 1 квалификационной категории растет
2003г. – 51%
2004г. – 54%
2005г. – 56%.
Доля педагогов пенсионного возраста составляет:
2003г. – 19%
2004г. – 17%
2005г. – 18%.
Исходя из сложившихся социально-экономических условий и особенностей
муниципальной сети образовательных
учреждений:
- снижение рождаемости и уменьшение контингента обучающихся (сокращение к 2008 году ожидается на 350 человек),
- снижение эффективности использования финансовых ресурсов в целом по сети;
- снижение доли расходов из бюджета муниципального образования по отрасли «Образование»;
- рост затрат на одного обучающегося;
- снижение наполняемости классов и количества обучающихся на 1 учителя до 12 по городу и 6 по району при нормативе – 14;
- ограничение возможности реализации предпрофильной и профильной подготовки в связи с уменьшением классов – комплектов и как следствие снижение качества образования;
- ухудшение материально-технической базы образовательных учреждений,
возникает необходимость в
реформировании сети муниципальных образовательных учреждений.
Основная цель реструктуризации сети:
- Обеспечить устойчивое развитие системы образования; доступность, обязательность, повышение качества, рост эффективности образовательных услуг.
- Создание системы образования, способной развиваться в новых экономических условиях.
Задачи, решаемые в ходе
реструктуризации:
1.Создание эффективной сети
Проведение структурных изменений.
Образование школьных округов и 4 ресурсных центров.
2. Создание условий конкурентной среды через введение нормативного финансирования и внешнего контроля качества.
3. Внедрение программы профильного обучения, индивидуальных программ, программы дополнительного образования в гимназии, в ресурсных центрах.
4. Формирование правового поля.
5. Создание адекватной системы управления.
Основные проблемы,
решаемые с помощью реструктуризации:
Улучшение качества образования:
- все предметы будут вести только специалисты,
- учащиеся будут иметь большие возможности для дополнительного образования,
- будут обеспечены равные стартовые возможности для учащихся начальной школы,
- повысится профессиональный уровень педагогов,
- будут созданы условия для решения проблем профильного обучения.
Создание эффективной сети позволит:
- увеличить наполняемость классов, довести их до норматива (25, 14),
- сосредоточить материальные, финансовые, кадровые ресурсы в перспективных ОУ,
- эффективно использовать высвободившиеся помещения для кружковой работы, дополнительного образования, дошкольных групп при ОУ,
- снизить затраты на коммунальные услуги, ремонт ОУ, направить средства на оснащение кабинетов, выполнение требований органов надзора, муниципальную программу «Школьный стадион».
3. В ходе программы реструктуризации планируется открытие пришкольного
интерната
на базе Нелидовской средней школы для проживания учащихся Нелидовского района и соседних районов, которые учатся в школах города.
Основные
направления деятельности:
1. Выравнивание стартовых возможностей учащихся (доведение до 100% охвата детей 5-6 летнего возраста предшкольным образованием). Интеграция учебных заведений дошкольного и общего образования. Развитие форм дошкольного образования, в т.ч. групп кратковременного пребывания детей.
2. Повышение качества общего образования:
- профилирование школьного образования, создание ОУ 3-ей ступени,
- снижение различий в качестве образования между выпускниками различных школ (по результатам ЕГЭ),
- расширение возможности получения дополнительного образования по запросам и потребностям населения (открытие филиалов учреждений дополнительного образования на селе, оказание услуг получения образования в очно-заочной , вечерней формах)
3. Изменение возрастной структуры учителей (снижение доли преподавателей пенсионного возраста, повышение доли молодых учителей). Открытие филиала ТГУ с 1.09.2006года.
4. Повышение уровня квалификации учителей. Работа базовых образовательных учреждений, как центров повышения квалификации. Рост заработной платы. Предоставление жилья.
5. Повышение эффективности бюджетного финансирования:
- сокращение доли ОУ, требующих капитального ремонта,
- обновление учебно-материальной базы ОУ,
- участие в программно - целевом финансировании ОУ (программе «Школьный автобус», конкурсах ОУ в рамках реализации национального проекта),
- переход на НБФ.
6. Развитие государственно – общественного управления (увеличение количества ОУ, имеющих попечительские советы).
7. Активное участие обучающихся в управлении образованием через детские объединения, участвующие в управлении, школьных и районном совете по образованию.
Сеть к 2008 году
К 2008 году по программе реструктуризации планируется всего 8 юридических лиц ОУ (в городе – 5 МОУ (1 школа старшей ступени, гимназия, 3 основных школы),
государственная школа – интернат для детей – сирот, коррекционная школа – интернат, на селе – 3 МОУ, остальные школы будут филиалами,
Количество дошкольных образовательных учреждений в городе – 6, на селе – 4, и дошкольные группы при ОУ.
Открытие филиалов учреждений
дополнительного образования в каждой сельской школе.
Открытие
дошкольных групп в Новосёлковской, Селянской школах.
Таблица №1
Сеть образовательных учреждений в Нелидовском
районе |
|||||||||||||||
|
2001/2002 – 2003/2004 уч.г. |
2004/2005 уч.г. |
2005/2006 уч.г. |
2006/2007 уч.г. |
2008 год |
||||||||||
город |
село |
всего |
город |
село |
всего |
город |
село |
всего |
город |
село |
всего |
город |
село |
всего |
|
Общее образование |
|||||||||||||||
Общее количество ОУ |
7 |
13 |
20 |
7 |
8 |
15 |
8 |
7 |
15 |
7 |
5 |
12 |
7 |
3 |
10 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
начальных ОУ |
--- |
6 |
6 |
--- |
2 |
2 |
--- |
2 |
2 |
--- |
1 |
1 |
--- |
--- |
--- |
основных ОУ |
--- |
3 |
3 |
--- |
2 |
2 |
--- |
1 |
1 |
--- |
1 |
1 |
2 |
2 |
4 |
средних ОУ |
5, в т.ч.гимназия |
4 |
9 |
5 |
4 |
9 |
5 |
4 |
9 |
5 |
4 |
9 |
3 |
1 |
4 |
вечерних ОУ |
1 |
--- |
1 |
1 |
--- |
1 |
1 |
--- |
1 |
функции
выполняет сш. №5 |
--- |
---- |
--- |
--- |
--- |
государственных ОУ |
1 |
--- |
1 |
1 |
--- |
1 |
2 |
--- |
2 |
2 |
--- |
2 |
2 |
--- |
2 |
Дошкольное образование |
|||||||||||||||
Детские сады |
6 |
1/2 (вед) |
8 |
6 |
2/2 |
10 |
6 |
2/2 |
10 |
6 |
1/2 |
9 |
6 |
1/2 |
9 |
Начальная школа -детский сад |
--- |
2 |
2 |
--- |
1 |
1 |
--- |
1 |
1 |
-- |
--- |
--- |
--- |
--- |
--- |
Учреждения
дополнительного образования |
3 |
--- |
3 |
3 |
--- |
3 |
3 |
--- |
3 |
3 |
филиалы |
3 |
3 |
--- |
3 |
Этапы реструктуризации сети ОУ:
1. Подготовительный
(2000 – 2006 года).
Проектирование образовательной сети.
Изучение контингента обучающихся.
Разработка программы проведения реструктуризации.
Применение методики нормативно-бюджетного финансирования.
Формирование правового поля.
Оптимизация сети образовательных учреждений с целью перераспределения финансовых потоков, повышения экономической эффективности. Доступность качественного образования.
Ликвидация Арбузовской, Горкинской, Высокинской, Кривцовской начальных школ.
Реорганизация Березовской начальной школы – детский сад в детский сад.
2. 2005 – 2008 года.
Оказание дошкольных услуг в образовательных учреждениях.
Открытие дошкольных групп в Новоселковской, Селянской средних школах (2006г.)
Закрытие Новоникольской школы.
Открытие лицейского класса в сш №4.
Перевод
в другой статус – государственного образовательного учреждения коррекционной школы
– интерната.
Открытие филиала Тверского государственного университета на базе сш №4.
Открытие 4 групп в ДОУ №1, по 1 группе – в ДОУ №2, 3.
Получение 2 единиц транспорта для подвоза учащихся.
Формирование школьных округов.
Создание ресурсных центров.
Создание нормативно – правовой базы.
Закрытие Березовского ДОУ.
Реорганизация Заборской начальной школы – детского сада в филиал Новоселковской средней школы.
Открытие дошкольных групп в Нов.сш и ССШ.
Реорганизация Нелидовской сш, Пустоподлесской ош, Федоровской нш в филиал сш №4.
Открытие групп кратковременного пребывания в ДОУ №1.
Укрепление ресурсных центров:
- строительство котельной в Нелидовской сш,
- приобретение 2 компьютерных классов (сш №4, 5).
Начало перехода на школу – ступеней.
Открытие 3-х 10 классов в сш №4.
Работа по профильному образованию.
Совершенствование нормативно-правовой базы.
3. 2008г.
Мониторинг реализации программы реструктуризации.
Подведение итогов реализации программы.
Основные показатели:
- Наличие оформленной нормативно-правовой базы.
- Наличие транспорта для обеспечения транспортной доступности.
- Соответствие штатного расписания, эффективное распределение обязанностей.
- Соответствие материально-технической базы нормативам.
- Количество образовательных учреждений как самостоятельных юридических лиц меньше (было 18, будет – 8).
- Удельный вес административного аппарата в соотношении к персоналу, учащимся.
- Повышение управляемости учреждениями, оперативность в выполнении управленческих решений, рост исполнительской дисциплины.
- Развитие механизмов самоуправления, совершенствование работы управляющих советов в учреждениях.
- Уменьшение классов – комплектов в целом по сети, увеличение наполняемости классов.
- Рост доли учебных расходов в финансировании на 1 ученика.
- Увеличение фонда материального обеспечения и уменьшение затрат по фонду оплаты труда по отдельным учреждениям в соотношении 80 :20.
- Приведение штатного расписания в соответствии с нормативами.
- Уменьшение затрат на коммунальные услуги в расчете на 1 ученика.
- Улучшение качества знаний обучающихся (результаты ЕГЭ)
Основные риски реструктуризации:
- Сопротивление педагогической общественности в связи с сокращением ставок и нагрузки.
- Сопротивление родительской общественности в связи с направлением социального заказа на комфортные условия обучения (ребенок рядом с родителями).
- Амортизационный износ автотранспорта.
- Недофинансирование из областного бюджетов в связи с переходом на нормативное бюджетное финансирование; из муниципального бюджета – на ремонт базы ОУ по устранению предписаний оргнов надзора.
Ожидаемые результаты:
- Повышение качества образования.
- Разработка на муниципальном уровне нормативно-правовой базы, позволяющей в рамках законодательства осуществлять реструктуризацию сети.
- Создание 4 школьных округов.
- Создание схемы сетевого взаимодействия.
- Сокращение на 1/3 неэффективных затрат по отрасли.
- Привлечение общественности к активному сотрудничеству.
Мероприятия |
Года
|
Ответственные |
||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
||
1.Создание комиссии по определению последствий реструктуризации |
|
+ |
|
|
|
Администрация района |
2. Анализ последствий реструктуризации сети в 200 – 2005 годах. |
|
+ |
|
|
|
Отдел образования |
3. Подготовка нормативно-правовой базы по реструктуризации сети |
|
+ |
|
|
|
Юр.отдел, отдел образования |
4. Анализ ситуации в отрасли: - разработка основных направлений реструктуризации, - разработка плана действий и мониторинга, - утверждение программы реструктуризации |
+ +
+
+ |
+
|
+
|
+ |
+ |
Отдел образования творческая группа |
5. Подготовка проектов распоряжений главы по реструктуризации |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Отдел образования |
6. Подготовка положения о филиале |
|
|
+ |
|
|
Юр.отдел, отдел образования |
7. Подготовка положения о дошкольной группе при образовательном учреждении |
|
|
+ |
|
|
Отдел образования, юр.отдел |
8. Подготовка положения о группах кратковременного пребывания детей в ДОУ |
|
|
+ |
|
|
Отдел образования, юр.отдел |
9. Подготовка нового договора с учредителем |
|
+ |
|
|
|
Отдел образования, юр.отдел |
10. Подготовка нового положения об отделе образования |
|
+ |
|
|
|
Отдел образования, юр.отдел |
11. Прохождение процедур лицензирования, аттестации и аккредитации реорганизованными образовательными учреждениями |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Отдел образования, руководители ОУ |
12. Подготовка положения о ресурсном центре |
|
|
+ |
|
|
Отдел образования |
13. Подготовка договора о взаимодействии ОУ |
|
|
+ |
|
|
Отдел образования |
14. Создание ресурсных центров на базе образовательных учреждений: сш №4, ССШ, ЗСШ, Нов.сш, сш №4. |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Отдел образования |
15. Провести следующие организационные изменения сети: - создать филиалы при Нов.сш; - при сш №4; - реорганизация средних школ в основные (НСШ) - ликвидация Березовского ДОУ |
|
|
+ +
+ + |
|
|
Руководители ОУ |
16. Создание информационной карты образовательного пространства |
|
|
+ |
|
|
Отдел образования |
17. Разработка нормативно-правовой базы введения предпрофильной подготовки |
|
+ |
|
|
|
Отдел образования, руководители ОУ |
18. Мониторинг экономической эффективности сети |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Отдел образования, экономист |
19. Мониторинг использования материально-технической базы ОУ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Отдел образования, специалист |
20. Мониторинг НБФ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Отдел образования, экономист |
21. Собеседования с руководителями ОУ по программе развития |
|
|
+ |
|
|
Начальник отдела образования |
22. Разработка муниципальных нормативов по дошкольному образованию по дополнительному образованию по содержанию зданий |
|
|
+ + + |
|
|
Творческая группа |
23. Обеспечение транспортной доступности, анализ транспортных затрат. Участие в региональных программах «Дорога к школе» «Школьный автобус» |
|
+ |
+ |
+
+ |
+ |
Специалист ЦБ отдела образования |
24. Приобретение транспорта |
|
+ |
|
+ |
+ |
|
25. Информационная поддержка реструктуризации: - публикации в местной газете; - выпуск телепередач; - встреча с населением; - встречи с пед.коллективами; - «круглые столы» по ходу реструктуризации» - рассмотрение вопросов на сессии депутатов; |
+ + + + + + |
+ + + + + + |
+ + + + + + +
|
+ + + + + + + |
+ + + + + + + |
|
Направления мониторинга:
1.Динамика повышения качества образования.
2.Характеристика социального заказа к сети ОУ.
3.Статистические показатели (рождаемость, смертность, отток, приток населения, плотность распределения по территории)
4.Объемы финансирования ОУ. Внебюджетные средства.
5.Эффективность использования материально-технических средств в ОУ (нагрузка педагогов, количество компьютеров на 1 обучающегося, количество часов работы на компьютере на 1 ученика, загруженность спортзала, специализированных кабинетов, мастерских и др).
6.Затраты на содержание зданий, источники экономии финансовых средств.
7.Обеспеченность кадрами, качественный состав кадров, возрастной состав, востребованность высокопрофессиональных кадров.
8.НБФ общеобразовательных учреждений (количество обучающихся, расчетные схемы, соотношения ФОТ и ФМО, соотношения педагогического и обслуживающего персонала, доля совместителей, соответствие штатного расписания нормативной численности, наполняемость классов, количество обучающихся на 1 учителя, соотношение административных единиц).
9.Психологический климат в пед.коллективе.
10.Процесс адаптации обучающихся в др.ОУ.
11.Уровень тревожности родителей.
12.Отношение местного сообщества к реструктуризации.
13.Уровень готовности руководителей ОУ в процессам реструктуризации сети.
14.Уровень безопасности обучающихся, охрана жизни и здоровья (безопасность транспортных перевозок, организация питания, лицензирование учреждений).
Формы мониторинга:
- Экспертная оценка.
- Анализ статистических показателей по различным направлениям.
- Анкетирование.
- Социологический опрос.
- Анализ заключений и предписаний контролирующих органов.
- Заключение по итогам самоанализа ОУ.
Периодичность:
- по итогам четверти, полугодия, учебного года,
- по итогам финансового года, на этапах формирования проекта бюджета,
- ежегодно в начале учебного года,
- в конце учебного года.
Показатель |
Состояние сети через 5 лет без проекта |
Проектное состояние сети через 5 лет |
1. Общее количество учреждений общего образования как юридических лиц |
19 |
8 |
2. Количество школ среднего полного образования |
9 |
4 |
3. Из них старшей ступени (10-11 кл.) |
--- |
1 |
4. Количество основных школ |
3 |
4 |
5. Количество начальных школ |
6 |
--- |
6. % старшеклассников, которые будут обучаться в школах, в старших параллелях которых выдержано минимальное количество классов – комплектов (3 – село, 6 – город) |
--- |
75% |
7. Минимальное число учащихся в параллели в 1 сетевое единице на ступени основного общего образования |
1 |
12 |
8. Среднее количество детей в параллели основной школы |
4 |
22 |
9. Количество сетевых единиц общего образования, реализующих программы дошкольного образования |
--- |
3 |
10. Максимальное расстояние подвоза: 5-9 класс 10-11 класс |
25 км |
25 км |
11. Количество имеющихся автобусов / количество необходимых автобусов |
6/8 |
6/8 |
12. % детей, обучающихся в школах – ступенях |
--- |
35% |
13. Количество детей на 1 педагога в сети учреждений общего образования |
9 |
14 |
1. За счёт сокращения
классов-комплектов в процессе реструктуризации |
||
Сокращение 10 кл. – компл. 2006-2008г.г. |
1060,т.р. |
Областные субвенции |
2. Сокращение в
связи с переходом сельских школьников в городские ОУ
по собственному выбору |
||
Переход 70 уч-ся 2006-2008г.г. |
700,0 т.р. |
Областные субвенции |
3. Сокращение
количества сельских работающих учителей |
||
5 педагогов 2006-2008 г.г. |
269,7 т.р. |
Областные субвенции |
4. Переход 5
учителей в городские школы |
||
5 педагогов |
53,4 т.р. |
|
ИТОГО
2006-2008 г.г. |
2083,1 т.р. |
Областные субвенции |
Дополнительные расходы в процессе реструктуризации
1. Открытие
дополнительно 5 групп продлённого дня |
||
ФОТ воспитателей ГПД |
239,1 т.р. |
Областные субвенции |
Расходы на питание |
52,4 т.р. |
Муниципальный бюджет |
2. Дополнительные
расходы на содержание детей в пришкольном интернате |
||
Расходы на питание |
180,8 т.р. |
Муниципальный бюджет |
Содержание учащихся |
50,0 т.р. |
Муниципальный бюджет |
3. Материальная
база |
||
Ремонт пришкольного интерната |
300,0 т.р. |
Муниципальный бюджет |
4. Учебная база |
||
Приобретение учебного оборудования |
300,0 т.р. |
Областные субвенции |
5. Программа
«Школьный автобус» |
||
|
260,8 т.р. |
Областной и муниципальный бюджет |
6. Приобретение
компьютерных классов |
||
|
1000,0 т.р. |
Областной бюджет |
ИТОГО: |
2083,1 т.р. |
1799,9 т.р. –
областной бюджет
844, 0 т.р. – муниципальный |
Доступность дошкольного образования для всех учащихся.
Дополнительного образования – для всех учащихся сельских школ благодаря открытию филиалов внешкольных учреждений.
Повышение активности обучающихся сельских школ: участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях муниципального и регионального уровней.
Обеспечение здоровьесберегающих условий для детей: приобретение новой мебели, перевод на 1-сменные занятия в школе, посещение занятий в учреждения дополнительного образования при школах, вовлечение учащихся в активные занятия спортом.
Повышение культурного уровня учащихся: проведение городских смотров, конкурсов.