Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 

(территориальный ресурсный центр)

 Тверская область, г. Нелидово, ул. Карбышева 14А

((848266) 3-14-42

 

e-mail: nel_shkola_4@mail.ru

 

   

Районная олимпиада по географии

2004-2005 учебного года

   

Русский язык

Литература

Иностранные языки

Математика

Информатика

Физика

Химия

История

Биология

Экология

География

Психология

Экономика

Право

ОБЖ

Физическая культура

 

 

Тур 1.

Часть 1.

Уважаемые участники олимпиады!

Вам предстоит ответить на  вопросы теста. Обращаем ваше внимание на то, что в каждом тестовом задании один правильный ответ. Время выполнения теста – 25-30 минут. При работе с тестом пользоваться атласами не рекомендуется. 

 

1) Какую реку можно назвать Дунаем Азии:

1. Евфрат

2. Ганг

3. Меконг

4. Хуанхэ

 

2) Залив Географа находится в :

1.Тихом  океане

2.Атлантическом океане

3.Индийском океане

4.Северном Ледовитом океане

 

3) Полярный день дольше в

1.Северном полушарии

2.Южном полушарии

3.Восточном полушарии

4.Западном полушарии

 

4) В качестве тонны условного топлива принята тонна:

1. дров

2. угля

3. нефти

4. природного газа

 

5) Каким прибором можно измерить скорость ветра:

1. манометром

2. психрометром

3. гигрометром

4. курвиметром

 

6) Третий по величине в мире остров –

1. Мадагаскар

2. Калимантан

3. Гренландия

4. Баффинова Земля

 

7) Первым покорителем Эвереста был:

1. Эверест

2. Эверглейдс

3. Хиллари

4. Хижняк

 

8) Самый высокий действующий вулкан в мире:

1. Гекла

2. Орисаба

3. Камерун

4. Котопахи

 

9) Каменная соль иначе называется:

1. сильвин

2. каолин

3. галит

4. карналлит

 

10) Какую часть от радиуса Земли составляет толщина мантии:

1. 1/10

2. меньше 1/2

3. 1/2

4. больше 1/2

 

  

Часть 2.

Правильны ли утверждения? Если утверждения неверны, замените их  на правильные.

 

1) Западная Сибирь – главный район выращивания подсолнечника в России.

2) Биосферные заповедники служат для сохранения участков зональных экосистем и проведения различных видов мониторинга.

3) Ведущим видом транспорта в России по объёмам грузовых перевозок   является  железнодорожный.

4) Объём перевозок грузов на  Волго – Камском речном бассейне больше, чем на Енисее.

5) Животноводство в России даёт больше продукции (по стоимости), чем растениеводство.

6)Среднее Поволжье является главным районом России по выращиванию сои.

7) В Новороссийске на климатические колебания влияют не только зональные воздушные  потоки, но и местная циркуляция атмосферы.

8) Архангельск – самый крупный российский порт на Северном Ледовитом океане.

9) Самый крупный мегалополис мира называется БосВаш.

10) Австралия – страна с преобладанием эмиграции.

 

  

Тур 2.

Уважаемые участники олимпиады!

Вам предлагается 10 теоретических заданий. В зачёт войдут только 6. При выполнении заданий можно пользоваться атласами (6 – 10 класс).

 

 1. Укажите, какой общий геологический фактор лежит в основе происхождения Долины Гейзеров и окружающих её сопок на Камчатке и районе Минеральных Вод в предгорьях Большого Кавказа. Каковы проявления этого фактора в этих районах? Приведите примеры других районов в азиатской части России, где он также оказал сильное влияние на формирование рельефа.

(10 баллов)

 

 2. Дикие маки одинаково красиво расцветают весной на степных равнинах юга России и в горной тундре Хибин. С чем связано распространение этих растений в таких разных природных зонах. И когда могло произойти их переселение?

(6 баллов)

 

 3. О каком народе России идёт речь? Определите географические координаты столицы этой республики.

Этот народ, относящийся к тюркской языковой группе, в основном исповедует православие. В республике, где он составляет большинство, развито интенсивное товарное земледелие и выращивается хмель. Здесь самая большая плотность сельских населённых пунктов. В столице этой республики расположен крупный тракторный завод.

(4 балла)

 

4. Пользуясь атласом и данными таблицы, определите, какие её строки соответствуют структуре экспорта республик СНГ: Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Туркмения, Узбекистан, Украина.

 

Поставки продукции с/х и промышленности из стран – членов СНГ в Россию.

а

б

в

г

д

е

ж

з

 

Мясо,

т.

 

Раст. масло, т.

Сахар,

т.

Карто-фель,

т.

Фрукты,

виноград,

т.

Хлопок-

волокно,

тыс. т.

Тракторы,

штук.

Уголь,

тыс. т.

1.

300

0

0

0

0

35

0

0

2.

62465

0

0

15204

0

0

36616

0

3.

27925

558

1888

589

775

14

1554

28219

4.

1408

0

760

120

508

6

0

0

5.

9122

5320

28944

0

111014

0

0

0

6.

0

7358

0

0

4519

51

0

0

7.

0

1260

0

0

19342

534

230

0

8.

92117

75784

765891

2038

18098

0

11890

119

(4 балла)

 

5. Составьте пары правильных ответов «прибор – единица измерения, который характеризуется измеряемая прибором величина»:

Приборы: анеморумбометр, барограф, гигрометр, осадкомер, термометр, эхолот.

Единицы измерения: метр, метр в секунду, миллибар, миллиметр, процент.

Опишите оставшийся без пары прибор, что он показывает?

(3 балла)

 

6. По приведённому описанию  определите   о каком городе идёт речь, и ответьте на дополнительные вопросы.

Столица государства, образованная в конце 19 столения в результате слияния городов на разных берегах крупнейшей реки Западной Европы. Важный центр промышленности (особенно машиностроения), науки и культуры. Метро в городе было открыто ещё в прошлом веке.

На  берегах  какой реки расположен город?  Столицей   какой страны является?

 (5 баллов)

 

7. В каких странах больше половины населения соблюдают пост месяц рамадан: Албания, Бангладеш, Болгария, Израиль, Индия, Индонезия, Китай, Мавритания, Сирия, Сомали, Швеция, Япония.

(3 балла)

 

8. Приведите примеры рек мира, на которых сейчас расположено много крупных городов.

 (3 балла)

 

9. Определите, какая из экологических проблем наиболее характерна для Тверской области? Назовите промышленные объекты и отрасли хозяйства, с деятельностью которых связана эта проблема.

 (3 балла)

 

 10. Приведите примеры природных достопримечательностей Тверской области. Дайте краткую характеристику одного  объекта.

(3 балла)

 

Практический тур.

 

1. Определение  сторон горизонта по солнцу и часам.

2. Определение  азимута на конкретный предмет по азимуту.

3. Определение  расстояний между двумя объектами с помощью шагов.

4. Определение минералов. Определение блеска и прозрачности различных минералов.

5. Определение силы и направления ветра.

6. Определение атмосферного давления.

7. Определение относительной высоты точек с помощью нивелира.

8. Определение по климатограммам типа климата конкретных территорий.

9. На контурную карту Тверской области нанести:

А) искусственные водные объекты;

Б) трассы газопроводов;

В) города областного подчинения и т. д.

10. Используя градусную сетку, определить по карте расстояние между двумя       объектами (например, между устьем Амазонки и озером Виктория).

 

 

 

Правила проведения

Подготовка к олимпиадам

Школьные олимпиады

Районные олимпиады

Областные олимпиады

Всероссийские олимпиады

 

Олимпиады в сети

 

 

 

 

 

 

 

Ответы

 

     
 

Скачать задания

 

Наверх

 

Hosted by uCoz