Районная
олимпиада по истории 2005-2006 учебный год
10-11 класс
Задание 1.
Выберите категории полузависимых крестьян
1.
Рядовичи 2. Гриди 3. Помещики 4. Холопы 5. Отроки 6. Тивуны 7. Закупы 8.
Люди 9. Смерды 10. Подъездные.
По 1 баллу за
каждую правильно названную категорию.
Задание 2. Уберите
«лишнее»
А. 1. И. Мазепа 2.
Карл
XII 3. Август
II 4. Борис Годунов
Б. 1. Гренгам 2.
Лесное 3. Синоп 4. Нарва
В. 1. Рокотов 2.
Волков 3. Левицкий 4. Боровиковский
Г. 1. Сперанский 2.
Столыпин 3. Плеве 4. Витте
Д. 1.Раевский 2.
Ермолов 3. Багратион 4. Потемкин
1 балл за каждый
правильный ответ.
Задание 3. Что
объединяет эти ряды?
А. Щепкин, Мочалов,
Каратыгин, Семенова
Б. Мартос, Клодт,
Орловский, Опекушин
В. Волконский,
Трубецкой, Рылеев, Одоевский
Г. Бенуа, Лансере,
Бакст, Добужинский
1 балл за каждый
правильный ответ.
Задание 4.
Опричнина – это… (выбрать все правильные положения)
1.
Внутренняя политика Ивана Грозного направленная на укрепление
самодержавной власти 2. Территория, противопоставленная земщине 3.
Внутренняя политика Ивана Грозного, направленная на борьбу с боярским
сепаратизмом 4. Политика Ивана Грозного, направленная на укрепление
международного авторитета Руси 5. Изначально, личные владения Ивана
Грозного.
По 1 баллу за
каждое правильно названное положение.
Задание 5.
Расставьте в правильной хронологической последовательности
А. 1.Введение
опричнины 2. Начало Ливонской войны 3. Введение заповедных лет 4.
Присоединение Казани 5. Окончание Ливонской войны 6. Присоединение
Астрахани 7. Завершение опричнины 8. Начало присоединение Сибири 9.
Венчание Ивана Грозного на царство 10 Завершение присоединения Сибири
11. Введение урочных лет 12. Восстание в Москве.
Б. 1. Убийство
Александра Второго 2. Создание «Народной воли»
2.
Создание «Земли и воли» 4. Создание группы «Освобождение труда» 5.
Создание «Черного передела» 6. Выстрел В. Засулич в Трепова 7.
«Хождение в народ».
1 балл за каждую
правильно определенную позицию.
Задание 6. А.
Какие из перечисленных государственных и военных институтов были введены
при Петре Великом? Б. Какие из всех ниженазванных продолжали
существовать при Александре Первом? В. Какие были введены при Александре
Первом?
1.
Сенат
2. Боярская Дума 3. Митрополит (как глава церкви) 4. Патриарх 5. Приказы
6. Адмиралтейство 7.Народное ополчение 8. Стрелецкое войско 9. Коллегии
10. «Полки нового строя» 11. Губернаторы 12. Государственный Совет 13.
Наместники 14. Гвардейские полки (Преображенский и Семеновский). 15.
Министерства 16. Святейший Синод. 17. Третье отделение собственной его
императорского величества канцелярии.
По 1 баллу за
каждый правильно определенный институт.
Задание 7. Были ли
современниками? Выбрать все правильные ответы (только утвердительные).
1.
Дмитрий
Донской и Михаил Ярославович Тверской
2. Иван
Калита и Александр Михайлович Тверской
3. Симеон
Бекбулатович и Владимир Мономах
4. Иосиф
Волоцкий и Сергий Радонежский
5. Андрей
Рублев и Андрей Курбский
6. Иван
Третий и Дмитрий Боброк
7.
Иван
Федоров и Малюта Скуратов
8. Царь
Алексей Михайлович и Симон Ушаков
9. Елизавета
Петровна и Семен Дежнев
10. Царевна
Софья и Боровиковский
11. Ленин
и Ллойд Джордж
12. Менделеев
и Пушкин
13. Маресьев
и Сент-Экзюпери
14. Гагарин
и Кеннеди
15. Горбачев
и Савинков
По 1 баллу за каждый
правильный ответ
Задание 8.
А. Какой ряд
связан с периодом феодальной раздробленности ?
1. 862 882 988
2. 1223 1240
1242
3. 1378 1380
1581
4. 1478 1485
1497
Б. Назовите все
события 4 ряда.
В. В чье правление
произошли эти события?
А – 1 балл, Б – 3
балла (по 1 баллу за каждый правильный ответ), В – 1 балл.
Задание 9.
Соберите определение и назовите его:
А.
с, наместник,
котором, налогов, управляемой, свое, часть, порядок, содержание, при,
провинции, на, забирает.
Б. рода, при, Думе,
в, на, в, места, порядок, знатностью, котором, Боярской, и,
соответствии, пирах, со, распределяются.
По 3 балла за
каждое правильно «собранное» определение + 1 балл за каждый правильно
названный термин.
Задание 10.
А. Выберите
правильные ответы.
Б. Замените
фамилии в неправильных.
1. Объединенными
русско-прусско-австрийскими войсками под Аустерлицем командовал
Александр Первый.
2. Слова
«бунтовщик хуже Пугачева» относятся к Пестелю.
3. Оборонительные
укрепления в Севастополе были построены под руководством Тотлебена.
4. Известным
художником-баталистом, написавшим картины на сюжеты русско-турецкой
войны и погибшим во время русско-японской войны был Суриков.
5. Автором
«теории официальной народности» был Победоносцев.
6. Инициатором
создания «Могучей кучки» был Балакирев.
7. Одним
из создателей Московского Художественного театра был актер-любитель,
настоящая фамилия которого – Алексеев.
8. Изобрел
радио Попов.
9. Создателем
неевклидовой геометрии стала Ковалевская.
10.Синтез
анилина осуществил Якоби.
11.Периодическую
систему создал Менделеев.
12. Композитором,
написавшим оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») является Чайковский.
13. Лидером
партии октябристов был Чернов.
14. Лидером
партии кадетов был Гучков.
15.
Пакт с
Риббентропом подписал Молотов.
16. Мятеж
в Венгрии подавил Сталин.
17. Карибский
кризис произошел при Хрущеве.
18. Ввод
советских войск в Афганистан произошел при Брежневе.
19. Берлинская
стена была разрушена по инициативе Ельцина.
20. Перестройку
начал Горбачев.
По 1 баллу за
каждое правильное утверждение + по 1 баллу за каждое правильное
исправление
Задание 11.
Назовите даты, соответствующие следующим событиям:
· Введение
христианства на Руси
· Начало
правление Владимира Мономаха
· Невская
битва
· Антиордынское
восстание в Твери
· Присоединение
Твери к Московскому государству
· Присоединение
Астраханского ханства
·
Соборное Уложение
·
Основание Петербурга
· Тильзитский
мир
· Начало
первой русской революции
Сложите эти даты,
разделите полученное число на 10, прибавьте к результату 0, 7.
Полученное число будет представлять собой новую дату. Напишите ее. Что
произошло в этом году?
По 1 баллу за
каждую правильно названную дату + 5 за верно определенную новую дату + 1
балл за правильно названное событие.
Задание 12. О
каком событии идет речь?
А.
«…На Москве кони
ржут, звенит слава русская по всей земле русской. Трубы трубят на
Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят стяги у Дона Великого на берегу,
звонят колоколы вечные в великом Новгороде…» («Задонщина»)
Б. «… Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич со
своей царицей и своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское: а от
Троицы из Сергиева монастыря поехал в слободу; 3 день прислал царь из
Слободы к митрополиту всея Руси список, в нем писаны измены боярские и
воеводские и всех приказных людей, которые измены делали и убытки
государству. И на них царь великий князь гнев свой положил.
… Царь повелел
учинить ему на своем государстве двор особый…»
В. «… зачем губили русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы
землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны.
Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять русскую землю,
и пусть каждый владеет отчиной своей…»
2 балла за каждый
правильный ответ.
Задание 13. О ком
идет речь?
А. «Это редкий
образец государя, щедро одаренного от природы умственными силами и
обнаружившего недюжинные правительственные способности, но нравственно
глубоко испорченного, вполне порабощенного своими страстями. Сильную
власть, унаследованную от предков, он превратил в оружие жесткой и
нередко бессмысленной тирании».
Б. «В то время, как
Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к
Индостану, наш тверитянин (тверской купец) уже купечествовал на берегу
Малабара и беседовал с жителями о догматах их веры»
В. «Человек темного
происхождения, «породы самой низкой, ниже шляхетства», по выражению
князя Б. Куракина, едва умевший расписаться в получении жалованья и
нарисовать свое имя и фамилию, почти сверстник Петра, сотоварищ его
воинских потех в Преображенском и корабельных занятий на голландских
верфях, он, по отзыву того же Куракина, в милости у царя «до такого
градуса взошел, что все государство правил, почитай, и был такой сильный
фаворит, то разве в римских гисториях находят». Он отлично знал царя,
быстро схватывал его мысли, исполнял самые разнообразные его поручения,
даже по инженерной части, которой совсем не понимал, был чем-то вроде
главного начальника».
Г. «При доброте и
мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном
производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему
прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот
царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному
рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью
честь».
2 балла за каждый
правильный ответ.
Задание 14. Решите
кроссворд.
![](crossvord10_11.JPG)
1.
Суворов
-… 2. Иван Четвертый - … 3. Партийная кличка И.Джугашвили. 4.
Святополк-…5. Дмитрий - ... 6. Екатерина Вторая - …7. Алексей Михайлович
- … 8. Алексей Пешков. 9. Александр Ярославич - …10. Партийная кличка
Льва Бронштейна. 11. Мстислав - … 12. Партийная кличка Владимира
Ульянова. 13. Ярослав - … 14. Лжедмитрий Второй – «… вор». 15. Николай
Второй - … 16. Григорий Отрепьев. 17.Алексндр Второй - …18. Потемкин - …
Перейти к заданиям 9 класса |