Районная
олимпиада по праву 2004-2005 учебный год
Посмотреть задания 9 класса
10-11 класс
Теоретическая
часть.
Задание 1.
Перед вами описание документа. Прочитайте его и ответьте на вопросы:
1.О
каком документе идет речь?
2.В
каком году он был принят?
3.Кем
был принят данный документ?
Правовой документ, впервые в истории международных
отношений определивший и провозгласивший круг основных неотчуждаемых,
естественных) прав человека, принадлежащих ему от рождения, а не
дарованных свыше государственной властью. Принят Генеральной Ассамблеей
ООН 10 декабря. Советский Союз подписал этот документ спустя 40 лет.
1 балл за каждый правильный ответ.
Максимальное число баллов – 3.
Задание 2.
Узнайте по определению:
1.Финансовый
план государства, отражающий его доходы и расходы за определенный
период, подготовленный правительством и утверждаемый высшим
законодательным органом.
2.Система
государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется
государственная власть и государственное управление.
1 балл за каждый правильный ответ.
Максимальное число баллов - 2
Задание 3.
Во второй графе таблицы проставьте цифры, которыми
обозначены в нижеприведенном списке конкретные права человека,
соответствующие той или иной группе прав человека.
Группы прав человека
|
Конкретные права человека
|
Гражданские или личные |
|
Экономические |
|
Социальные |
|
Политические |
|
Культурные |
|
Экологические |
|
1.Право
на жизнь.
2.Право
доступа к культурным ценностям.
3.Право
на митинги и собрания.
4.Право
на труд.
5.Право
на образование.
6.Право
на неприкосновенность частной жизни.
7.Право
на личную тайну.
8.Право
на благоприятную окружающую среду.
9.Право
на охрану здоровья.
10.Право
пользования учреждениями культуры.
11.Право
на защиту своей чести и доброго имени.
12.Право
на свободу совести.
13.Право
на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
14.Право
на свободу предпринимательства.
15.Право
на медицинскую помощь.
16.Право
на объединение.
17.Право
на владение имуществом.
18.Право
на социальное обеспечение.
19.Право
на участие в государственных делах.
1
балл за каждый правильный ответ.
Максимальное
число баллов – 19.
Задание 4.
Что объединяет эти ряды?
1.Законодательная,
исполнительная, судебная - ?
2.Правовой
обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт - ?
3.Небольшой
тяжести, средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие - ?
1 балл за каждый правильный ответ.
Максимальное число баллов - 3.
Задание 5.
Уберите лишнее.
Источниками права в РФ
являются:
1.Трудовой
контракт
N
с фирмой.
2.Приговор
суда по делу
N.
3.Указ
Президента РФ “Об усилении борьбы с преступностью”.
1 балл за правильный ответ.
Задание 6.
Заполните первую графу таблицы.
Примечание. Вторую (уже заполненную в задании графу) не переписывайте.
Название отрасли права |
Содержание отрасли права |
1. |
Регулирует отношения между
органами власти и гражданами. |
2. |
Устанавливает преступность и
меру наказания за нее. |
3. |
Определяет порядок
наследования, защиты чести и достоинства, владения и
распоряжения собственностью, заключения сделок. |
4. |
Устанавливает порядок
отношений работодателей и работников. |
5. |
Регулирует отношения между
мужчиной и женщиной при вступлении в брак, разводе и в процессе
семейной жизни. |
1 балл за каждое правильное название.
Максимальное число баллов – 5.
Задание 7.
Что из ниже
перечисленного относится к правовой норме в Российской Федерации:
1.Директор
школы обязал всех приходить в сменной обуви.
2.Директор
фирмы запретил своим сотрудникам курить в помещении.
3.Суд
вынес решение о взыскании денежной суммы с г-на
N.
4.Президент
РФ издал Указ о повышении зарплаты работникам бюджетной сферы.
1 балл.
Задание 8.
В Российской Федерации
Конституция была принята:
1.Парламентом.
2.Президентом.
3.
На
референдуме.
4.
На
съезде народных депутатов.
1 балл.
Задание 9.
Нормами какого
правового акта следует руководствоваться, если:
В Постановлениях правительства РФ от 8 августа 1999 г. и 20
сентября 1999 г. содержатся разные правила, регулирующие одну и ту же
правовую ситуацию. Объясните почему.
1 балл.
Задание 10.
Назовите синонимы
1.
Конституционное или…право.
2.
Источники или…права.
3.
Неотчуждаемые или … права человека.
1 балл за каждый правильный ответ.
Максимальное число баллов – 3.
Задание 11.
Властные формы
осуществляются государственным аппаратом в трех формах:
1.
?
2.
Правоприменительная.
3.
Правоохранительная.
1
балл.
Задание 12.
Да/нет.
Примечание: «Да»
ставится в том случае, если Вы согласны с этим утверждением. «Нет» –
если Вы с ним не согласны.
1. Кроме
УК РФ других источников уголовного права нет.
2. Единственным
видом вины является умысел.
3. Наниматель
жилого помещения имеет право сдавать его в поднаем (пускать жильцов за
определенную плату).
4. Лишенные
родительских прав родители освобождаются от обязанностей по содержанию
детей.
5. Для
пресечения административных правонарушений и выяснения их обстоятельств
сотрудники милиции могут применять административное задержание.
6. Декларация
не имеет обязательной силы. Провозглашенные в ней принципы носят
рекомендательный характер.
7. Конвенция
– это международное соглашение, как правило, по какому-то специальному
вопросу, не имеющее обязательной силы, в том числе для тех государств,
которые к нему присоединились.
8. Митинг
не может быть отменен местным органом администрации, если в него подано
заявление в письменной форме не позднее, чем за 10 дней до акции.
9. При
обучении в вузах на коммерческой основе заключается договор.
10.
Ни при каких
обстоятельствах человек не может обрести полную дееспособность до
достижения 18-летнего возраста.
1 балл за каждый правильный ответ.
Максимальное число баллов – 10.
Задание 13.
Продолжите:
1.Деяние
– это действие и …
2.Правонарушение
– это противоправное, общественно опасное, … деяние.
3.Юридическое
лицо – это отдельный гражданин или …
4.Основанием
для наступления юридической ответственности является…
5.Право
бывает частное и …
1 балл за каждый правильный ответ.
Максимальное число баллов – 5.
Практическая
часть.
Ситуация 1.
Десятиклассник
N
возвращался домой по пустынной улице. К нему подошли двое знакомых
ребят, стали его оскорблять. А затем избили.
N побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса они нашли
хулиганов и нанесли им телесные повреждения. Можно ли считать действия
N необходимой обороной?
3 балла.
Ситуация 2.
Гражданин
N следовал на автомашине “КамАЗ” по городу, не
нарущая правил. Когда машина поравнялась с женщиной, шедшей по тротуару
вместе с пятилетним мальчиком, тот неожиданно выбежал на проезжую часть
дороги. Шофер резко вывернул руль. “КамАЗ” пересек тротуар и врезался в
киоск. В результате государству был причинен ущерб. Можно ли считать
действия
N
крайней необходимостью.
3 балла.
Ситуация 3.
Семилетний мальчик играл с друзьями во дворе. Вдруг на него
напала бойцовская собака. Проходивший мимо мужчина бросился мальчику на
помощь, ему удалось спасти ребенка. Однако, мальчика с сотрясением
мозга, черепно-мозговой травмой и рваными ранами на руках и ногах
доставили в больницу, где ему была сделана операция. Собаку с трудом
удалось поймать: оказалось, что она принадлежала соседке мальчика.
Женщина выпустила страфорширсского терьера гулять во двор одного, без
намордника. Против женщины было возбуждено уголовное дело. Какое
обвинение ей могло быть предъявлено?
3 балла.
Ситуация 4.
Гражданин
N
изготовил пиратскую копию диска поп-группы “Барракуда”. Какое право было
нарушено? Какая отрасль права предусматривает ответственность за его
нарушение?
По 1 баллу за ответ на каждый вопрос.
Максимальное число баллов – 2.
Ситуация 5.
Супруги
N подали на развод. Жена требует раздела имущества и
претендует на часть стоимости дачи, которая досталась ее мужу в
наследство от родителей до заключения брака, а также на драгоценности,
которые были ей подарены мужем. Какое решение, на ваш взгляд, должен
принять суд?
1 балл за ответ на каждый вопрос.
Максимальное число баллов – 2.
Ситуация 6.
Семилетний мальчик остался круглым сиротой. В органы опеки
и попечительства обратилось трое человек, с просьбой сделать их
опекунами: одинокий 40-летний дядя мальчика – водитель-дальнобойщик;
35-летняя тетя, лишенная родительских прав в отношении собственных
детей; 21-летняя сестра, работающая продавцом. Какое решение органов
попечительства и опеки, на ваш взгляд, будет правильным?
3 балла за правильный ответ.
Ситуация 7.
Три пары подали заявление в ЗАГС о намерении заключить
брак. Первая пара: 20-летний юноша и 15-летняя девушка, находящаяся на
пятом месяце беременности. Вторая пара: совершеннолетние двоюродные брат
и сестра. Третья пара: Признанный недееспособным вследствие психической
болезни юноша и 18-летняя девушка. Кому будет отказано в регистрации
брака. Обоснуйте свой ответ.
3
балла.
Посмотреть задания 9 класса
|