![]() |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 (территориальный ресурсный центр)
((848266) 3-14-42 |
||
e-mail:
nel_shkola_4@mail.ru |
|
|
![]() |
||||
XI Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Районный/городской этап
Посмотреть задания 9 класса Посмотреть задания 10 класса
11 класс
1. (1 балл) О ком из отечественных лингвистов идёт речь в следующем тексте? Годы жизни: 1812 – 1880. Академик. Ректор Петербургского университета. Филолог, этнограф, лексикограф. У него учились Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев. Автор трудов по фольклору славянских народов, по истории, диалектологии, методике русского языка: «Мысли об истории русского языка», «Материалы для словаря древнерусского языка, «Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте».
2. (2 балла) В каком городе поставлен памятник букве Ё? Почему именно в этом городе?
3. (3 балла) По каким графическим признакам можно определить, что данные слова иноязычного происхождения: бюллетень, виртуоз, менеджер, сфинкс, клиринг, аудитория.
4. (2 балла) Звук [щ] в русской графике обозначается 5 способами: буквой Щ и 4 буквосочетаниями. Приведите примеры слов с буквосочетаниями.
5. (3 балла) Какими частями речи могут быть следующие слова: раз, строй, три, мой, навстречу, благодаря. Подтвердите примерами
6. (5 баллов) От данных глаголов образуйте и запишите возможные формы причастий: видеть, решить, сидеть, задремать, прийти.
7. (3 балла) В стихотворении «Слово» И.А. Бунин пишет: Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь письмена. Дайте этимологический комментарий к слову письмена.
8. (по 3 балла за каждый полный ответ о словаре) Какие толковые словари русского языка вы знаете? Назовите их и укажите составителей. Охарактеризуйте каждый из этих словарей (годы издания, количество слов, особенности иллюстративного (языкового) материала).
9. (2 балла) Какие лингвистические термины используются применительно к следующим группам языков: – русскому, английскому, немецкому, испанскому, арабскому, китайскому; – –– латинскому, старославянскому и санскриту?
10. (1 балл) Назовите языки, которые входят в число «мировых языков», имеют статус официальных рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций.
11. (по 0.5 балла за каждый пример) Назовите фразеологические обороты, пословицы, поговорки, загадки, крылатые слова, литературные цитаты, в которых используются следующие названия кириллических букв: АЗ, ГЛАГОЛЬ, ДОБРО, ЛЮДИ, МЫСЛЕТЕ, ЯТЬ, ФЕРТ, ИЖИЦА.
12. (2 балла) Известный лексикограф Д.Н. Ушаков вспоминал: «В 20-х годах в Москве профессия трамвайного кондуктора была весьма престижной. Как-то давно один кондуктор, рассказывая мне о трудности получить место, сказал: – Ну, конечно, у кого есть рука или просто по-русски сказать – протекция, - тогда другое дело». Дайте лингвистический комментарий тексту с учётом выделенных слов.
13. (3 балла) Почему весьма информативна искусственная фраза Л.В. Щербы: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка»? Выполните морфемный (по составу) и морфологический разбор слова «бокрёнок» из этого предложения.
14. (4 балла: по 0.5 балла за ответ) В каждом предложении слово МАЛО замените подходящим по смыслу и сфере употребления синонимом – фразеологизмом. (Повторять фразеологизмы нельзя). - Воды в нашей речке стало мало. - Молока у нас осталось мало. - Словарей в доме мало. - Этой еды ему мало. - В начале января дни прибавляются мало. - Из-за непогоды сена насушили мало. - Жителей в деревне нынче мало. - Отец зарабатывал мало.
15. (по 0.5 балла за полный ответ: название книги, автор) Какие научно-популярные книги о русском языке вы читали? Назовите 5 книг (укажите автора, его инициалы).
|
|||||
|
|||||