Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 

(территориальный ресурсный центр)

 Тверская область, г. Нелидово, ул. Карбышева 14А

((848266) 3-14-42

 

e-mail: nel_shkola_4@mail.ru

 

   

Районная (городская) олимпиада по биологии -

II этап XXII Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

2005-2006 уч. г.

 

Тестирование. Часть 1.         Тестирование. Часть2.              

Практический тур 9 кл.         Практический тур 10-11 кл.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР   

(тестирование)

 

Внимание! Уважаемые участники олимпиады, учащиеся 9-х классов выполняют только первую часть тестовых заданий.  Учащиеся 10-11 классов выполняют все задания из первой и второй части.

Внимательно познакомьтесь с характером каждого из заданий  и определите для себя последовательность выполнения работы. Ответы по каждому заданию запишите в листе ответов.

 

Часть 1. Задания для учащихся 9,10,11 классов.

 

Задание 1. Задание включает 44 вопроса, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индексы (буквы) правильных ответов внесите в матрицу. В случае исправления буква  должна быть продублирована.

 

1. Отличие двудольных растений от однодольных состоит в том, что они имеют:

А) одну семядолю семени, мочковатую корневую систему, сетчатое жилкование листьев;

Б) две семядоли в семени, стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев;

В) корень, побег, цветок и плод;

Г) соцветие метелку, сложное строение листьев.

 

2. Укажите наименьшую систематическую единицу, используемую для классификации растений:

А) род;

Б) царство;

В) семейство;

Г) вид.

 

3. Водоросли в отличие от других растений:

А) не имеют клеточного строения;

Б) состоят из разных клеток;

В) не имеют тканей и органов;

Г) размножаются с помощью семян.

 

4. Видоизмененным побегом является:

А) клубень;

Б) глазки на клубне;

В) любая почка;

Г) корнеплод.

 

5. Плод образуется из:

А) рыльца пестика;

Б) тычинки;

В) пестика;

Г) завязи пестика.

 

6. Покрытосеменные процветают на Земле потому, что:

А) питаются путем фотосинтеза;

Б) имеют семена, защищенные плодом;

В) могут жить только на суше;

Г) имеют корневище с запасом питательных веществ.

 

7. Гриб трутовик, поселясь на дереве,

А) улучшает всасывание деревом воды и минеральных солей;

Б) разрушает ткани ствола, используя для питания его органические вещества;

В) улучшает азотное питание дерева;

Г) обеспечивает дерево органическими веществами.

 

8. Лист- это  орган, в котором не происходит:

А) образования на свету органических веществ;

Б) передвижение воды и минеральных веществ;

В) поглощение углекислого газа и выделение кислорода;

Г) всасывание воды и минеральных веществ.

 

9. Размножение картофеля с помощью клубней называют:

А) прививкой;

Б) вегетативным;

В) почкованием;

Г) семенным.

 

10. Корнеплоды моркови выполняют функцию:

А) образования органических веществ;

Б) отложения в запас питательных веществ;

В) поглощение воды и минеральных веществ;

Г) размножения растений.

 

11. Воздушные мешки как часть дыхательной системы имеются у:

А) птиц;

Б) земноводных;

В) пресмыкающихся;

Г) млекопитающих.

 

12. Ланцетник относится к группе животных:

А) беспозвоночных;

Б) позвоночных;

В) бесчерепных;

Г) мягкотелых.

 

13. Какой тип ротового аппарата характерен для майского жука?

А) грызущий;

Б) колющий;

В) лижущий;

Г) сосущий.

 

14. В сократительных вакуолях простейших накапливаются:

А) питательные вещества;

Б) непереваренные остатки пищи;

В) жидкие продукты обмена веществ;

Г) кислород и азот.

 

15. Находки ископаемых остатков археоптерикса свидетельствуют о родстве:

А) земноводных и пресмыкающихся

Б) пресмыкающихся и птиц;

В) пресмыкающихся и млекопитающих;

Г) птиц и млекопитающих.

 

16. Легкий скелет сформировался у птиц в связи с приспособленностью к полету за счет:

А) срастания многих костей;

Б) наличия в костях костного мозга;

В) превращения передних конечностей в крылья;

Г) уменьшения массы костей и наличия в них воздухоносных полостей.

 

17. Особое приспособление – чернильная железа есть у:

А) всех моллюсков;

Б) головоногих;

В) брюхоногих;

Г) двустворчатых.

 

18. Свою добычу заглатывают целиком:

А) только ядовитые змеи;

Б) все змеи;

В) только удавы;

Г) только неядовитые змеи.

 

19. Потовые железы, играющие большую роль в теплорегуляции, впервые появились у

А) пресмыкающихся;

Б) птиц;

В) млекопитающих;

Г) земноводных.

 

20. Действием только биологических факторов эволюции нельзя объяснить появление у человека:

А) прямохождения;

Б) свода стопы;

В) мышления;

Г) S–образного изгиба позвоночника.

 

21. Мышцу сердца снабжают кислородом и питательными веществами:

А) артерии большого круга;

Б) вены большого круга;

В) артерии малого круга;

Г) специальные венечные сосуды.

 

22. Опорную ткань в организме человека выполняет ткань:

А) эпителиальная;

Б) нервная;

В) соединительная;

Г) гладкая мышечная.

23. Заболевание СПИДом может привести к:

А) повышению содержания холестерина в крови;

Б) полному разрушению иммунной системы организма;

В) повышению содержания сахара в крови;

Г) уменьшению эритроцитов и гемоглобина в крови.

 

24. Рост кости в толщину происходит за счет:

А) суставного хряща;

Б) красного костного мозга;

В) желтого костного мозга;

Г) надкостницы.

 

25. При вдохе воздух из гортани попадает в

А) носоглотку;

Б) трахею;

В) бронхи;

Г) альвеолы легких.

 

26. Пища из двенадцатиперстной кишки попадает в

А) печень;

Б) желудок;

В) поджелудочную железу;

Г) другие отделы тонкой кишки.

 

27. Серое вещество в головном и спинном мозге  образовано:

А) телами нейронов и  их короткими отростками;

Б) длинными отростками нейронов

В) чувствительными нейронами;

Г) двигательными нейронами.

 

28. В какой последовательности компоненты рефлекторной дуги включаются в осуществление рефлекса?

А) исполнительный орган, двигательный нейрон, вставочный нейрон, чувствительный нейрон, рецептор;

Б) вставочный нейрон, чувствительный нейрон, двигательный нейрон, исполнительный орган;

В) рецептор, чувствительный нейрон, вставочный нейрон, двигательный нейрон, исполнительный орган;

Г) чувствительный нейрон, вставочный нейрон, рецептор, исполнительный орган.

 

29. Животный, растительный, грибной и бактериальный организмы состоят из клеток, поэтому клетку считают единицей:

А) роста;

Б) развития;

В) строение;

Г) жизнедеятельности.

 

30. Наука, изучающая два фундаментальных свойства живых организмов – наследственность и изменчивость, -

А) генетика;

Б) селекция;

В) цитология;

Г) эмбриология.

31. Действие искусственного отбора приводит к формированию признаков, полезных для:

А) человека;

Б) растений и животных;

В) растений, но вредных для животных;

Г) животных, но вредных для растений.

 

32. Гетеротрофное питание характерно

А) только для животных

Б) только для грибов

В) для большинства растений

Г) для животных, грибов, большинства бактерий.

 

33. Животные не создают органических веществ из органических, поэтому их относят к:

А) автотрофам;

Б) гетеротрофам;

В) прокариотам;

Г) эукариотам.

 

34. Разнообразие подводных и надводных листьев стрелолиста – пример:

А) модификационной изменчивости;

Б) действия мутагенов;

В) комбинативной изменчивости;

Г) различия в генотипах разных клеток.

 

35. Уровень организации жизни обозначен буквой:

А) биохимический;

Б) функциональный;

В) клеточный;

Г) прокариотический.

 

36. Клетки прокариот, так же как и клетки эукариот, имеют:

А) митохондрии;

Б) плазматическую мембрану;

В) клеточный центр;

Г) пищеварительные вакуоли.

 

37. «Преобладающий признак одного из родителей» Г. Мендель назвал:

А) рецессивным;

Б) доминантным;

В) гомозиготным;

Г) гетерозиготным.

 

38. Между лосем и зубром наблюдается конкуренция, так как они:

А) питаются сходной пищей;

Б) имеют примерно одинаковые параметры тела;

В) имеют немногочисленное потомство;

Г) относятся к классу млекопитающих.

 

39. Способность организма отвечать на воздействие окружающей среды называют:

А) воспроизведением;

Б) эволюцией;

В) раздражимостью;

Г) нормой реакции.

 

40. Вид ромашка аптечная объединяет:

А) разнообразные цветковые растения;

Б) множество особей на основе их родства;

В) родственные роды растений;

Г) растения одного природного сообщества.

 

41. Почему самцы птиц часто имеют яркую окраску?

А) привлекают внимание самок своего вида;

Б) отпугивают самок другого вида;

В) она делает их менее заметными на ярком фоне;

Г) отпугивают самцов другого вида.

 

42. Почему бактерий выделяют в отдельное царство?

А) у бактерий нет оформленного ядра, митохондрий;

Б) клетка бактерий не имеет цитоплазмы и рибосом;

В) среди них есть только одноклеточные формы;

Г) среди них есть паразиты и сапротрофы.

 

43. Размножение, осуществляемое путем слияния гамет, называют:

А) бесполым;

Б) вегетативным;

В) половым;

Г) споровым.

 

44. В основе формирование органов у многоклеточного организма лежит процесс:

А) мейоза;

Б) митоза;

В) оплодотворения;

Г) конъюгации.

 

Задание 2. Задание включает 6 вопросов с несколькими вариантами ответа (от 0 до 6-ти). Индексы (буквы) правильных ответов внесите в матрицу. В случае исправления буква  должна быть продублирована.

 

45. Тело лишайника образовано двумя организмами:

А) бактерией и водорослью;

Б) грибом и водорослью;

В) деревом и грибом;

Г) деревом и водорослью;

Д) цианобактерией и грибом;

Е) цианобактерией и водорослью.

 

46. К сапрофитам относят:

А) мхи;

Б) грибы;

В) бактерии;

Г) водоросли;

Д) лишайники.

 

47. Какие животные имеют  незамкнутую кровеносную систему:

А) круглые черви;

Б) кольчатые черви;

В) моллюски;

Г) членистоногие;

Д) хрящевые рыбы

Е) земноводные.

 

48. На звонок с урока

А) реагируют дети любого возраста одинаково;

Б) сходно реагируют дети школьного возраста;

В) приобретается рефлекс в процессе жизни;

Г) рефлекс является врожденным;

Д) рефлекс передается по наследству;

Е) рефлекс не передается по наследству.

 

49. Дальнозорким людям необходимо использовать очки,

А) так как у них изображение фокусируется перед сетчаткой;

Б) так как у них изображение фокусируется позади сетчатки;

В) так как они плохо видят детали близко расположенных предметов;

Г) так они плохо различают расположенные вдали предметы;

Д) имеющие двояковогнутые линзы; рассеивающие свет.

Е) имеющие двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей.

 

50. Деятельность каких органов регулирует вегетативная нервная система?

А) слюнных и потовых желез;

Б) сердца и кровеносных сосудов;

В) желудка и всех отделов кишечника;

Г) печени;

Д) почек и мочевого пузыря;

Е) диафрагмы.

 

Задание 3. Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу (10 суждений). В случае исправления номер должен быть продублирован.

 

1. Рост древесного стебля в высоту происходит за счет деления и роста клеток камбия.

2. Бактерии размножаются путем образования спор.

3. В состав пояса верхних конечностей птиц входит цевка.

4. Нильский крокодил – это животное, имеющее замкнутую кровеносную систему и двухкамерное сердце.

5. Летучие мыши ориентируются в полете с помощью ультрафиолетовых лучей.

6. Взрослая особь насекомого называется имаго.

7. В процессе пищеварения у человека белок расщепляется на аминокислоты.

8. Обеззараживание ядовитых веществ, попавших с пищей в организм человека, происходит в печени.

9. Не достаток в организме человека витамина А приводит к заболеванию цингой.

10. Популяции угрожает гибель, если ее численность колеблется по сезонам.

   
 

Русский язык

Литература

Иностранные языки

Математика

Информатика

Физика

Химия

История

Биология

Экология

География

Психология

Экономика

Право

ОБЖ

Физическая культура

 

 

Правила проведения

Подготовка к олимпиадам

Школьные олимпиады

Районные олимпиады

Областные олимпиады

Всероссийские олимпиады

 

Олимпиады в сети

 

 

 

 

 

         
 

Скачать задания

 

Наверх

 

Hosted by uCoz