XI Всероссийская
олимпиада школьников по русскому языку
Районный/городской этап
2005-2006 учебный год
10 класс
1. (2 балла)
Букв или звуков больше в русском языке? Аргументируйте свой ответ.
2. (2 балла)
Отметьте варианты, где в обоих случаях пишется и :
а) пр..ватизация,
пр..усадебный;
б) сопр
коснуться,
пр
поны;
в) непр
ложность,
пр
амбула;
г) пр
зреть
сироту, пр
вратник;
д) понять пр
вратно,
пр
дать гласности.
3. (2 балла)
Выберите варианты, в которых нет орфоэпических ошибок:
а) шинель [нэ],
диспансер [cэ],
конгресс [рэ];
б) бифштекс [тэ],
рейтинг [рэ], сессия [сэ];
в) брюнет [нэ],
реквием [рэ], дефис [дэ];
г) коттедж [тэ],
девальвация [дэ], термин [тэ].
4. (3 балла)
Как в старину на Руси называли:
а) пахаря,
б) пастуха,
в) сборщика
лесного мёда,
г) телохранителя
князя,
д) сборщика дани,
е) актёра.
5. (6.5 балла)
К каким типам лексических единиц относятся слова в каждой паре:
а) десница
шуйца;
б) воевода
баталия;
в) договор
соглашение;
г) невежа
невежда;
д) начало конец;
е) морфема
орфограмма;
ж) ключ (от замка)
ключ (родник);
з) груздь
грусть;
и) замок замок;
к) Тверь Ржев;
л) векша (сиб.)
белка, остречень (тверск.) окунь;
м) огончарован
(А.С. Пушкин) сливеют губы (В. Маяковский);
н) сакля чалма.
6. (6 баллов)
А как это по-русски сказать?
Бейджик,
бестселлер, реноме, брифинг, ваучер, коррупция, манускрипт, фолиант,
джихад, консенсус, бартер, дефолт.
7. (6 баллов)
Найдите в данных предложениях фразеологические обороты; укажите их
значение и происхождение.
а) И отец, и мать
у него были умные; помаленьку да полегоньку аредовы веки в реке прожили
и ни в уху, ни в хайло не попали (Салтыков Щедрин).
б) Среди наших
рабочих женщин она выглядела как белая ворона в своей мини юбке
(Рыбаков).
в) У нас валаамова
ослица заговорила, да как говорит, как говорит! Валаамовой ослицей
оказался лакей Смердяков (Достоевский).
8. (5 баллов)
Приведите 10 фразеологических оборотов со словом голова.
Укажите их значение.
9. (2.5 балла)
Назовите фразеологические обороты, которые следующим образом
характеризуют человека:
а) человек,
прикидывающийся несчастным;
б) человек, на
которого сваливают чужую вину;
в) человек
могучего телосложения;
г) очень дальний
родственник;
д) бывалый, очень
опытный человек, которого невозможно обмануть.
10. (3 балла)
Что такое перифраза? Приведите примеры её использования в
художественных произведениях, объясните функции этого средства
выразительности в речи.
11. (5 баллов)
По данным перифразам назовите города, о которых идёт речь.
а) Каменный цветок
Руси.
б) Тысячелетний
град на Тверце.
в) Второй
Сталинград.
г) Русская
Венеция.
д) Сердце России.
е) Северная
Пальмира.
ж) Город русской
славы.
з) Ключ России.
и) Карман России.
к) Город первого
салюта в годы Великой Отечественной войны.
12. (3 балла)
Писатель В. Набоков в работе «Искусство перевода» приводит такой
курьёзный случай: один немецкий переводчик пушкинское «У лукоморья
»
перевёл так: «У Лукового моря
». Почему ошибся переводчик? Какое
лингвистическое явление привело переводчика к этой ошибке? Имеет ли
Лукоморье отношение к какому-нибудь луку?
13. (3 балла)
В предложении расставьте недостающие знаки препинания, произведите
синтаксический разбор, начертите схему.
Меня всегда
удивляет одно обстоятельство мы ходим по жизни и совершенно не знаем
себе представить сколько величайших трагедий прекрасных человеческих
поступков происходило и происходит на любом клочке земли где мы живём.
(К. Паустовский)
14. (10
баллов) Проанализируйте поэтический текст. Попробуйте отгадать
пропущенное слово эпитет. По утверждению литературоведа Т.А. Злобиной,
этот эпитет можно назвать самохарактеристикой творчества поэта и на нём
лежит печать не только таланта, но и глубокого ума.
Е.А. Баратынский
Муза
Не ослеплён я
музою моею:
Красавицей её не
назовут,
И юноши, узрев её,
за нею
Влюблённою толпой
не побегут.
Приманивать
изысканным убором,
Игрою глаз,
блестящим разговором
Ни склонности у
ней, ни дара нет;
Но поражён бывает
мельком свет
Её лица
..
выраженьем,
Её речей спокойной
простотой;
И он, скорей, чем
едким осужденьем,
Её почтит
небрежной похвалой.
15. (4 балла)
Назовите по имени отчеству выдающихся лексикографов России
XIX
XX
века и
дайте точное название словарей, ими созданных. Кто из лексикографов
является нашим земляком и какова судьба его словаря в наше время?
16. (10
баллов) Напишите сочинение эссе на тему
«Наш дар бесценный
речь» (И. Бунин)
Посмотреть задания 9
класса
Посмотреть задания 11 класса |