XI Всероссийская
олимпиада школьников по русскому языку
Районный/городской этап
2005-2006 учебный год
11 класс
1. (2 балла)
Букв или звуков больше в русском языке? Аргументируйте свой ответ.
2. (2 балла)
Что в русском языке обозначается буквами звуки языка или звуки речи?
3. (2 балла)
Сколько одинаковых звуков в словоформах СВОЙ и ОВСЯНЫЙ?
4. (5 баллов)
Перечислите известные Вам способы (лексические, словообразовательные,
синтаксические) выражения значения «лицо женского пола».
5. (7 баллов)
К каждому слову подберите синоним.
К каким типам
лексических единиц относятся слова в каждой группе?
а) чело
,
десница
;
б) заумь
,
будетляне
;
в) ботать
,
халява
;
г) ремиксер
,
прайм тайм
;
д) ничтоже
сумняшеся , семь пятниц на неделе
;
е) элитный
,
элитарный
;
ж) туманный
Альбион
, каменные джунгли
.. .
6. (5 баллов)
Расскажите о вкладе Н.М. Шанского в развитие науки о русском языке,
назовите известные Вам книги учёного.
7. (3 балла)
Приведите определение оксюморона, примеры его использования в
художественных произведениях, объясните функции этого средства
выразительности в речи.
8. (10 баллов)
Проведите полный анализ поэтического текста.
М.Цветаева
Моим стихам,
написанным так рано,
Что и не знала я,
что я поэт,
Сорвавшимся, как
брызги из фонтана,
Как искры из
ракет.
Ворвавшимся, как
маленькие черти,
В святилище, где
сон и фимиам,
Моим стихам о
юности и смерти
Нечитанным
стихам!
Разбросанным в
пыли по магазинам
(Где их никто не
брал и не берёт!),
Моим стихам, как
драгоценным винам,
Настанет свой
черед.
9. (3 балла)
Почему многие лингвисты не считают слова ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД
именами числительными?
10. (3 балла)
Перечислите отличительные черты публицистического стиля.
11. (1 балл)
В русской поэзии
XIX
века тогдашняя столица России могла называться Петербургом, Петроградом,
Петрополем. Как должно было выглядеть исконно русское название города
Петра?
12. (7 баллов)
Почему так говорят?
Детские
ясли, валенки, стреножить, свидетель, изба, яровые хлеба, мыльная опера.
13. (3 балла)
В предложении расставьте недостающие знаки препинания, произведите
синтаксический разбор сложного предложения, нарисуйте его схему.
Я был полон
нежности и тишины и довольства собою довольства что сумел увлечься и
полюбить и в то же время я чувствовал неудобство от мысли что в это же
самое время в нескольких шагах от меня в одной из комнат этого дома
живет Лида которая не любит быть может ненавидит меня. (А.П. Чехов)
14. (1 балл
за значение, по 0.5 балла за каждое имя) Как называют тёзок
русского Ивана в других странах? Что в переводе на русский язык означают
эти имена?
16. (10 баллов)
Напишите сочинение эссе по теме:
«И есть
слова, которым век сиять
»
(Вс. Рождественский
Посмотреть задания 9
класса
Посмотреть задания 10 класса |