Паюсов Антон МОУ СОШ №2 г. Западная Двина
Трагическая судьба каравана PQ - 17
Цель: 1) исследовать историю каравана;
2) рассмотреть – был ли разгром каравана случайностью и можно ли было спасти его.
Соотношение сил к исходу первой половины 1942 года определилось. Противник создал особую эскадру крупных кораблей, которая базируется на север Норвегии и предназначена для действий на коммуникациях Северной Атлантики. К 1 июля в составе этой особой эскадры продолжают находиться линкор «Тирпиц», тяжелые крейсера «Адмирал Шеер», «Лютцов», «Адмирал Хиппер», 4 легких крейсера, 8-10 эсминцев и 90 самолетов транспортной авиации. Все военно-морские силы сосредоточены в портах Нарвик, Тромсе, Тронхейм, Гаммерфест, Варде, Киркенес, а военно-воздушные силы базируются на аэродромах Северной Норвегии. Маршрут конвоев проходил из Англии или Исландии через острова Ян-Майен и Медвежий – в Мурманск и Архангельск. Оборона транспортов от подводных лодок была круговой. В состав конвоев включались эскадренные миноносцы, корветы, фрегаты, тральщики и охотники за подводными лодками. Осенью 1941 года была установлена разграничительная линия между зонами действий английского и нашего флотов по обеспечению перехода конвоев. Сначала она проходила по меридиану 18*, а затем – по меридиану 20*. Здесь необходимо рассказать о трагической судьбе конвоя «PQ-17» состоявшего из 34транспортов. Конвой вышел из Исландии 27июня 1942 года. Наши подводные лодки находились на вероятном пути немецкого линкора «Тирпиц», который, как это бывало прежде, мог выйти вместе с другими корабями для удара по конвою. Советские эсминцы готовились встретить конвой на подходе к Мурманску. Английское адмиралтейство дополнительно сосредоточило западнее конвоя для его прикрытия линкор «Вашингтон», авианосец «Викториес», 2крейсера и 14 эсминцев. При таком преимуществе в силах можно было не особенно опасаться линкора, если бы тот появился. В составе конвоя 37 транспортов и 21 корабль эскорта. Остальные известия малоутешительны. «М-176» и «Д-3» не отвечают на вызовы. Обе лодки, должно быть, погибли. Всего потеряли уже шесть подводных лодок. Крейсерские лодки развернуты на дальних позициях для прикрытия 17-го конвоя.17-й конвой из Исландии шел благополучно до 4 июля. А 4 июля началась история… Мрачная, тягостная, не имеющая никаких уважительных объяснений и никаких оправданий. Дальше события развивались так. В ночь на 4 июля, около трех часов, конвой был атакован самолетами-торпедоносцами и потерял свое первое судно – транспорт, поврежденный торпедой противника, но добитый кораблями эскорта. Атака была предпринята одновременно 24 самолететами. Первые два, покинутые командами, были расстреляны кораблями эскорта, но «Азербайджан», справившись с пожаром, вновь занял место в колонне и продолжал путь в составе конвоя.
Получив донесение своей разведки о
выходе из норвежских баз в море фашистской эскадры, состоявшей из
линкора «Тирпиц»,тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» и группы миноносцев,
Британское адмиралтейство в 23 часа приказало В то же самое время, когда английские корабли полным ходом ушли от конвоя, на пути гитлеровцев встала наша крейсерная подводная лодка «К-21» под командованием капитана 2 ранга Н.А. Лунина, Героя Советского Союза одного из опытных североморцев- подводников. Докладывая об ударе по «Тирпицу» Лунин был лаконичен. Сутки спустя самолеты нашей авиаразведки обнаружили «Тирпиц», «Шеер» и сопровождающие их миноносцы неподалеку от норвежских берегов. На фоне таких действий атака, произведенная «К-21», особенно выделяется смелостью, героизмом наших людей. Англичане уклонились от встречи с фашистской эскадрой, бросили караван, обрекли его на разгром, а советские моряки поступили наоборот: пошли навстречу фашистской эскадре, атаковали и повредили ее крупнейший корабль, вынудили гитлеровцев отступить. Затем они начали поиски судов 17-го конвоя. В течение трех недель поисков наши корабли подобрали в самых различных местах Баренцева моря около трехсот моряков с погибших транспортов 17-го конвоя. Действия Британского адмиралтейства предопределили трагическую участь 17-го конвоя, и решение об отсрочке выхода 18-го конвоя из английских портов. По проведенной работе видно, что караван должен был погибнуть, но я считаю, что его можно было спасти как от «Тирпица», так и от авиации.
|
«США» Сурменёва Лия, 11 кл, г. Западная Двина, МОУ сш. №2 «Обычаи и традиции Тверской области» Говор Мария, 11 кл. г. Нелидово, МОУ сш. №4 «Лексическая стилистика русского языка» Жмурова Елена, 10 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2 «История конвоя PQ-17» Паюсов Антон, 11 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2 «С.А. Рачинский: ученый, педагог, мыслитель» Богданова Ольга, 11 кл., г. Нелидово, МОУ сш. №4 «Доброе слово и кошке приятно» Ермолова Светлана, 10 кл, г. Западная Двина, МОУ сш. №2 «Пространство любви» Тяменкова Яна, 10 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2 «Решение задач на построение сечений многоугольника» Нечаева Юлия, 11кл., г. Нелидово, МОУ сш. №4 “Ген жизни и смерти» Иванова Ирина, 10 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2 «Сакура цветет» Побединская Татьяна, 8 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2 «Лебедь белая плывет» Филиппова Кристина, 9 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2 |
|
|||