Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 (территориальный ресурсный центр)
((848266) 3-14-42 |
|||
e-mail:
nel_shkola_4@mail.ru |
|
Районная олимпиада по экологии 2005-2006 учебный год
Тестовые задания Часть 2 Практическая часть Карта ответов
Часть 1. (для учащихся 9-х, 10-х, и 11-х классов)
ОДИН ИЗ ЧЕТЫРЕХ И БОЛЕЕ. Вам предлагаются задания, в которых необходимо выбрать один правильный ответ из четырех предложенных. 1. Организмов, способных жить в различных условиях среды, называют: А) стенобионтами; Б) олигобионтами; В) комменсалами; Г) эврибионтами.
2. С мертвого растительного опада или помета животных начинаются: А) цепи трофические; Б) цепи пастбищные; В) цепи питания; Г) цепи разложения (детритные цепи).
3. Светолюбивые травы, растущие под елью, являются типичными представителями следующего типа взаимодействий: А) нейтрализм; Б) аменсализм; В) комменсализм; Г) протокооперация.
4. Животное, которое нападает на другое животное, но поедает только часть его вещества, редко вызывая гибель, носится к числу: А) хищников; Б) плотоядных; В) паразитов; Г) всеядных.
5. Основной причиной отсутствия пигмента в скорлупе яиц, отложенных птицами в дуплах, считают: А) исчезновение потребности в покровительственной окраске; Б) относительно более теплые условия по сравнению с окружающей средой; В) большую влажность и меньшую подвижность воздуха; Г) тот факт, что в темноте светлые яйца более заметны и птица-самка быстрее их находит.
6. При чрезмерном увеличении численности (плотности) популяции: А) животные быстрее и эффективнее размножаются; Б) улучшаются условия жизни для всех особей, и возрастает их защита от хищников; В) особи перестают размножаться, сокращается продолжительность их жизни, растет агрессивность, возникает стресс; Г) уменьшается конкуренция между самцами за самку.
7. Приспособленность организмов к существованию в приливно-отливной зоне проявляется: А) как способность зарываться в придонный грунт, а также в наличии различных выростов; Б) как способность вовремя уплывать на глубину; В) в наличии ярко окрашенных покровов; Г) как способность к хорошей ориентации.
8. Бобры могут подгрызать стволы деревьев благодаря особому приспособлению: А) их зубы состоят из специального вещества и покрыты особой эмалью; Б) их зубы постоянно растут и сами затачиваются; В) у них значительно больше зубов, чем у других млекопитающих; Г) зубы у этих животных расположены иначе, чем у других млекопитающих.
9. Организмы расселяющиеся путем пассивного полета, обладают: А) мелкими размерами; Б) яркой окраской; В) острыми выростами покровов; Г) сложным внутренним строением.
10. Гетеротрофами не являются: А) паразиты; Б) редуценты-сапротрофы и железобактерии; В) консументы 2-го порядка; Г) продуценты.
11. К преимуществам оседлого образа жизни можно отнести: А) возможность освоения новых источников пищи, возможность расселения; Б) привязанность к своему участку, уменьшение энергетических затрат на поиски убежища и пищи; В) большая подвижность, независимость от запасов пищи; Г) увеличение генетического разнообразия и ускоренное размножение.
12. Из ниже приведенных животных, оказавшись в одиночестве, может выжить только: А) муравей; Б) шимпанзе; В) сельдь тихоокеанская; Г) килька.
13. Продукцию консументов называют: А) первичной; Б) вторичной; В) третичной; Г) основной.
14. Ученый А. Тенсли ввел понятие: А) биогеоценоз в 1940 г.; Б) биогенная миграция атомов в 1935 г.; В) экосистема в 1935 г.; Г) биосфера в 1920 г.
15. Высшим уровнем организации живой материи является: А) популяционно-видовой; Б) биогеоценотический; В) экосистемный; Г) биосферный.
16. Ряд загрязнителей вызывает у зародыша человека различные уродства. Эти вещества называют: А) мутагенами; Б) фиброгенами; В) тератогенами; Г) эмбриотоксинами.
17. Одорантами являются: А) все газообразные составляющие духов и одеколонов; Б) вещества, отпугивающие насекомых-вредителей; В) пахучие вещества, образующиеся в результате жизнедеятельности человека; Г) пахучие вещества, распыляемые для улучшения воздуха в местах общего пользования, в квартирах, в машинах и др.
18. Печально известная болезнь Минамата (сопровождается потерей зрения и слуха), обнаруженная в Японии, была вызвана: А) повышенным содержанием ртути в пище; Б) нехваткой микроэлементов в пище; В) избытком магния, натрия и меди в пище; Г) повышенным содержанием кобальта в пище.
19. Избыток стронция и кадмия в пище вызывает: А) повышенную хрупкость и ломкость костей; Б) хроническое похудание и дистрофию; В) заболевания кожи; Г) различные заболевания внутренних органов.
20. В жилом доме концентрация радона выше: А) на втором этаже; Б) на первом этаже; В) на десятом этаже; Г) или ниже, независимо от этажа.
21. Экологи относятся с осторожностью к использованию в быту древесно-стружечной плиты, например к мебели из ДСП, потому что этот материал: А) сильно иссушает воздух квартир; Б) значительно повышает уровень радиации в квартире; В) повышает концентрацию радона в квартирах; Г) увеличивает концентрацию формальдегида в квартирах.
22. Положительное воздействие комнатных растений на человека заключается в том, что они: А) увеличивают количество полезных бактерий в воздушной среде; Б) уменьшают влажность воздуха; В) увлажняют воздух, выделяют фитонциды; Г) уменьшают наэлектризованность воздуха.
23. Основы сельскохозяйственной экологии были заложены учеными: А) А.Т. Болотовым, В.И. Вавиловым; Б) В.И. Вернадским, В.Н. Сукачевым; В) Ж. Бюффоном, Ж.Б. Ламарком; Г) К.Ф. Рулье, А. Гумбольтом.
ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО Вам предлагаются задания, в которых необходимо вписать нужное слово (термин, фамилию, название города и т.д.), исходя из содержания вопроса. 24. Правило конкурентного исключения, или закон _____
25. Все живые организмы, обитающие в водной среде, являются ____
26. Правило, по которому происходит передача энергии в пищевых цепях, называют _____ 27. Трофические цепи, начинающиеся с фотосинтезирующих организмов, называют ____
ПОДБЕРИ ПАРУ Из терминов и предложений составьте пары таким образом, чтобы получились правильные определения, раскрывающие смысл терминов. 28. Виды приспособительной окраски живых организмов: 1) расчленяющая; 2) противотеневая; 3) покровительственная; 4) отпугивающая; 5) подражательная; 6) предостерегающая. Животные: а) заяц-беляк, кузнечик; б) атлантическая сельдь, скат; в) рыбы коралловых рифов, тигр, зебра; г) ночная павлиноглазка (бражник); д) палочник, листовидка; е) ядовитые змеи, жук-нарывник. Ответы: 1) _____; 2) ____; 3) ____; 4) ____; 5) ____; 6) ___.
«РАЗДЕЛИТЕ НА ГРУППЫ» (классифицируйте) Вам предлагаются задания, при выполнении которых необходимо разделить по определенному признаку названные объекты (животных, города, факторы среды и т.д.)
29. Отношение к световому режиму: 1) светолюбивость; 2) теневыносливость. Растения: а) сосна обыкновенная; б) ель европейская; в) папоротник орляк; г) купена лекарственная; д) майник двулистный; е) ландыш майский; ж) гвоздика-травянка; з) василек синий; и) кукуруза; к) бук обыкновенный. Ответы: 1)_____; 2) _____
30. Способы питания: 1) фильтрование; 2) соскабливание; 3) паразитизм; 4) хищничество. Животные: а) бычий цепень; б) инфузория; в) коловратка; г) дафния; д) мидия; е) перловица; ж) гидра пресноводная; з) осьминог; и) удав; к) морской ёж; л) улитка-катушка. Ответы: 1) ____; 2) ___; 3) ___; 4) ____
Перейти ко второй части (10-11 класс)
|
|||||
Подготовка к олимпиадам Школьные олимпиады Областные олимпиады Российские олимпиады Международные олимпиады Олимпиады в сети
|
|||||