Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 

(территориальный ресурсный центр)

 Тверская область, г. Нелидово, ул. Карбышева 14А

((848266) 3-14-42

 

e-mail: nel_shkola_4@mail.ru

 

   

Районная олимпиада по экологии 2005-2006 учебный год

 

Тестовые задания

Часть 2       Практическая часть    Карта ответов

 

Часть 1.

 (для учащихся 9-х, 10-х, и 11-х классов)

 

ОДИН ИЗ  ЧЕТЫРЕХ И БОЛЕЕ.

Вам предлагаются задания, в которых необходимо выбрать один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Организмов, способных жить  в различных условиях среды, называют:

А) стенобионтами;

Б) олигобионтами;

В) комменсалами;

Г) эврибионтами.

 

2. С мертвого растительного опада или помета животных начинаются:

А) цепи трофические;

Б) цепи пастбищные;

В) цепи питания;

Г) цепи разложения (детритные цепи).

 

3. Светолюбивые травы, растущие под елью, являются типичными представителями следующего типа взаимодействий:

А) нейтрализм;

Б) аменсализм;

В) комменсализм;

Г) протокооперация.

 

4. Животное, которое нападает на другое животное, но поедает только часть его вещества, редко вызывая гибель, носится к числу:

А) хищников;

Б) плотоядных;

В) паразитов;

Г) всеядных.

 

5. Основной причиной отсутствия пигмента в скорлупе яиц, отложенных птицами в дуплах, считают:

А) исчезновение потребности в покровительственной окраске;

Б) относительно более теплые условия по сравнению с окружающей средой;

В) большую влажность и меньшую подвижность воздуха;

Г) тот факт, что в темноте светлые яйца более заметны и птица-самка быстрее их находит.

 

6. При чрезмерном увеличении численности (плотности) популяции:

А) животные быстрее и эффективнее размножаются;

Б) улучшаются условия жизни для всех особей, и возрастает их защита от хищников;

В) особи перестают размножаться, сокращается продолжительность их жизни, растет агрессивность, возникает стресс;

Г) уменьшается конкуренция между самцами за самку.

 

7. Приспособленность организмов к существованию в приливно-отливной зоне проявляется:

А) как способность зарываться в придонный грунт, а также в наличии различных выростов;

Б) как способность вовремя уплывать на глубину;

В) в наличии ярко окрашенных покровов;

Г) как способность к хорошей ориентации.

 

8. Бобры могут подгрызать стволы деревьев благодаря особому приспособлению:

А) их зубы состоят из специального вещества и покрыты особой эмалью;

Б) их зубы постоянно растут и сами затачиваются;

В) у них значительно больше зубов, чем у других млекопитающих;

Г) зубы у этих животных расположены иначе, чем у других млекопитающих.

 

9. Организмы расселяющиеся путем пассивного полета, обладают:

А) мелкими размерами;

Б) яркой окраской;

В) острыми выростами покровов;

Г) сложным внутренним строением.

 

10. Гетеротрофами не являются:

А) паразиты;

Б) редуценты-сапротрофы и железобактерии;

В) консументы 2-го порядка;

Г) продуценты.

 

11. К преимуществам оседлого образа жизни можно отнести:

А) возможность освоения новых источников пищи, возможность расселения;

Б) привязанность к своему участку, уменьшение энергетических затрат на поиски убежища и пищи;

В) большая подвижность, независимость от запасов пищи;

Г) увеличение генетического разнообразия и ускоренное размножение.

 

12. Из ниже приведенных животных, оказавшись в одиночестве, может выжить только:

А) муравей;

Б) шимпанзе;

В) сельдь тихоокеанская;

Г) килька.

 

13. Продукцию консументов называют:

А) первичной;

Б) вторичной;

В) третичной;

Г) основной.

 

14. Ученый А. Тенсли ввел понятие:

А) биогеоценоз в 1940 г.;

Б) биогенная миграция атомов в 1935 г.;

В) экосистема в 1935 г.;

Г) биосфера в 1920 г.

 

15. Высшим уровнем организации живой материи является:

А) популяционно-видовой;

Б) биогеоценотический;

В) экосистемный;

Г) биосферный.

 

16. Ряд загрязнителей вызывает  у зародыша человека различные уродства. Эти вещества называют:

А) мутагенами;

Б) фиброгенами;

В) тератогенами;

Г) эмбриотоксинами.

 

17.  Одорантами являются:

А) все газообразные составляющие духов и одеколонов;

Б) вещества, отпугивающие насекомых-вредителей;

В) пахучие вещества, образующиеся в результате жизнедеятельности человека;

Г) пахучие вещества, распыляемые для улучшения воздуха в местах общего пользования, в квартирах, в машинах и др.

 

18. Печально известная болезнь Минамата (сопровождается потерей зрения и слуха), обнаруженная в Японии, была вызвана:

А) повышенным содержанием ртути в пище;

Б) нехваткой микроэлементов в пище;

В) избытком магния, натрия и меди в пище;

Г) повышенным содержанием кобальта в пище.

 

19. Избыток стронция и кадмия в пище вызывает:

А) повышенную хрупкость и ломкость костей;

Б) хроническое похудание и дистрофию;

В) заболевания кожи;

Г) различные заболевания внутренних органов.

 

20.  В жилом доме концентрация радона выше:

А) на втором этаже;

Б) на первом этаже;

В) на десятом этаже;

Г) или ниже, независимо от этажа.

 

21. Экологи относятся с осторожностью к использованию в быту древесно-стружечной плиты, например к мебели из ДСП, потому что этот материал:

А) сильно иссушает воздух квартир;

Б) значительно повышает уровень радиации в квартире;

В) повышает концентрацию радона в квартирах;

Г) увеличивает  концентрацию формальдегида в квартирах.

 

22.  Положительное воздействие комнатных растений на человека заключается в том, что они:

А) увеличивают количество полезных бактерий в воздушной среде;

Б) уменьшают влажность воздуха;

В) увлажняют воздух, выделяют фитонциды;

Г) уменьшают наэлектризованность воздуха.

 

23. Основы сельскохозяйственной экологии были заложены учеными:

А) А.Т. Болотовым, В.И. Вавиловым;

Б) В.И. Вернадским, В.Н. Сукачевым;

В) Ж. Бюффоном, Ж.Б. Ламарком;

Г) К.Ф. Рулье, А. Гумбольтом.

 

 

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО

Вам предлагаются задания, в которых необходимо вписать нужное слово (термин, фамилию, название города и т.д.), исходя из содержания вопроса.

24. Правило конкурентного исключения, или закон _____

 

25. Все живые организмы, обитающие в водной среде, являются ____

 

26. Правило, по которому происходит передача энергии в пищевых цепях, называют _____

27. Трофические цепи, начинающиеся с фотосинтезирующих организмов, называют ____ 

 

ПОДБЕРИ ПАРУ

Из терминов и предложений составьте пары таким образом, чтобы получились правильные определения, раскрывающие смысл терминов.

28. Виды приспособительной окраски живых организмов:

1) расчленяющая;

2) противотеневая;

3) покровительственная;

4) отпугивающая;

5) подражательная;

6) предостерегающая.

Животные: а) заяц-беляк, кузнечик; б) атлантическая сельдь, скат; в) рыбы коралловых рифов, тигр, зебра; г) ночная павлиноглазка (бражник); д) палочник, листовидка; е) ядовитые змеи, жук-нарывник.

Ответы:

1) _____; 2) ____; 3) ____; 4) ____; 5) ____; 6) ___.

 

 

«РАЗДЕЛИТЕ НА ГРУППЫ» (классифицируйте)

Вам предлагаются задания, при выполнении которых необходимо разделить по определенному признаку названные объекты (животных, города, факторы среды и т.д.)

 

29. Отношение к световому режиму:

1) светолюбивость;

2) теневыносливость.

Растения: а) сосна обыкновенная; б) ель европейская; в) папоротник орляк; г) купена лекарственная; д) майник двулистный; е) ландыш майский; ж) гвоздика-травянка; з) василек синий; и) кукуруза; к) бук обыкновенный.

Ответы: 1)_____; 2) _____

 

30. Способы питания:

1) фильтрование;

2) соскабливание;

3) паразитизм;

4) хищничество.

Животные: а) бычий цепень; б) инфузория; в) коловратка; г) дафния; д) мидия; е) перловица; ж) гидра пресноводная; з) осьминог; и) удав; к) морской ёж; л) улитка-катушка.

Ответы: 1) ____; 2) ___; 3) ___; 4) ____

 

Перейти ко второй части (10-11 класс)

 

   

Русский язык

Литература

Иностранные языки

Математика

Информатика

Физика

Химия

История

Биология

Экология

География

Психология

Экономика

Право

ОБЖ

Физическая культура

   

 

 

Подготовка к олимпиадам

Школьные олимпиады

Районные олимпиады

Областные олимпиады

Российские олимпиады

Международные олимпиады

Олимпиады в сети

 

 

 

 

 

 

 

Ответы

     
 

Скачать задания

 

Наверх

 

Hosted by uCoz