Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 

(территориальный ресурсный центр)

 Тверская область, г. Нелидово, ул. Карбышева 14А

((848266) 3-14-42

 

e-mail: nel_shkola_4@mail.ru

 

   

 

 

Русский язык

Литература

Иностранные языки

Математика

Информатика

Физика

Химия

История

Биология

Экология

География

Психология

Экономика

Право

ОБЖ

Физическая культура

 

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

Районный/городской этап 2003-2004 учебного года

 

Посмотреть задания 9 класса           Посмотреть задания 11 класса 

10 класс

 

I. 

Проанализируйте рассказ А. П. Чехова «Радость», используя следующие вопросы и задания:

1.  Каким способами создается комический эффект в рассказе?

2.  Какую роль играет в рассказе диалог?

3.В чем особенности диалога?

4. Каково авторское отношение к описанной истории? Аргументируйте свою точку зрения.

 

Радость

Было двенадцать часов ночи.

Митя Кулдаров, возбужденный, взъерошенный, влетел в квартиру своих родителей и быстро заходил по всем комнатам. Родители уже ложились спать. Сестра лежала в постели и дочитывала последнюю страничку романа. Братья-гимназисты спали.

— Откуда ты? — удивились родители. — Что с тобой?

— Ох, не спрашивайте! Я никак не ожидал! Нет, я никак не ожидал! Это…это даже невероятно!

Митя захохотал и сел в кресло, будучи не в силах держаться на ногах от счастья.

— Это невероятно! Вы не можете себе представить! Вы поглядите!

Сестра спрыгнула с постели и, накинув на себя одеяло. Подошла к брату. Гимназисты проснулись.

— Что с тобой? На тебе лица нет!

— Это я от радости, мамаша! Ведь теперь меня знает вся Россия! Вся! Раньше только вы одни знали, что на этом свете существует коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров, а теперь вся Россия знает об этом! Мамаша! О, господи!

Митя вскочил, побегал по всем комнатам и опять сел.

— Да что такое случилось? Говори толком!

— Вы живете, как дикие звери, газет не читаете, не обращаете никакого внимания на гласность, а в газетах так много замечательного! Ежели что случится, сейчас все известно, ничего не укроется! Как я счастлив! О, господи! Ведь только про знаменитых людей в газетах печатают, а тут взяли и про меня напечатали!

— Что ты? Где?

Папаша побледнел. Мамаша взглянула на образ и перекрестилась. Гимназисты вскочили и, как были, в одних ночных сорочках, подошли к своему старшему брату.

— Да-с! Про меня напечатали! Теперь обо мне вся Россия знает! Вы, мамаша, спрячьте этот нумер на память! Будем читать иногда. Поглядите!

Митя вытащил из кармана номер газеты, подал отцу и ткнул пальцем в место, обведенное синим карандашом.

—                 Читайте!

Мамаша взглянула на образ и перекрестилась. Папаша кашлянул и начал читать:

—                 «29 декабря, в 11 часов вечера, коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров…

—                 Видите, видите? Дальше!

— …коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров, выходя из портерной, что на Малой Бронной, в доме Козихина, и находясь в нетрезвом состоянии…

— Это я с Семеном Петровичем… Все до тонкостей описано! Продолжайте! Дальше! Слушайте!

— … и находясь в нетрезвом состоянии, поскользнулся и попал под лошадь стоявшего здесь извозчика, крестьянина деревни Дурыкиной, Юхновского уезда, Ивана Дротова. Испуганная лошадь, перешагнув через Кулдарова и протащив через него сани с находившимся в них второй гильдии московским купцом Степаном Луковым, помчалась по улице и была задержана дворниками. Кулдаров, вначале находясь в бесчувственном состоянии, был отведен в полицейский участок и освидетельствован врачом. Удар, который он получил по затылку…

—                 Это я об оглоблю, папаша. Дальше! Вы дальше читайте!

—                 … который он получил по затылку, отнесен к легким. О случившемся составлен протокол. Потерпевшему подана медицинская помощь…»

—                 Велели затылок холодной водой примачивать. Читали теперь? А? То-то вот! Теперь по всей России пошло! Дайте сюда!

Митя схватил газету, сложил ее и сунул в карман.

—                 Побегу к Макаровым, им скажу… Надо еще Иваницким показать, Наталии Ивановне, Анисиму Васильичу… Побегу! Прощайте!

Митя надел фуражку с кокардой и, торжествующий, радостный, выбежал на улицу.

1883

(20 баллов, до пяти баллов за каждый ответ на вопрос).

 

II. 

Дайте интерпретацию стихотворения А. К. Толстого «Острою секирой ранена береза…», используя следующие вопросы и задания:

1. Каков облик «лирического Я» в этом стихотворении?

2. Какими способами автор выражает его чувства и настроение?

3.Какова роль композиции текста для понимания его смысла?

4. Как вы думаете, почему текст этого стихотворения стал известным романсом?

 

Острою секирой ранена береза,

По коре сребристой покатились слезы;

Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!

Рана не смертельна, вылечится к лету,

Будешь красоваться, листьями убрана…

Лишь больное сердце не залечит раны!

(20 баллов, до пяти балов за каждый ответ на вопрос).

 

III.

1. Из каких произведений взяты отрывки? Назовите их авторов и жанр.

А)  — За кобылу и за серого коня, которого ты у меня видел, возьму я с тебя только две тысячи.

— Да не нужны мне лошади.

—  Ты их продашь, тебе на первой ярмарке дадут за них втрое больше.

—  Так лучше ж ты их сам продай, когда уверен, что выиграешь втрое.

—  Знаю, что выиграю, да мне хочется, чтобы и ты получил выгоду. (2 б.)

Б) Я взошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель. На стене ни одного образа — дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер. (2 б.)

В) Но колен своих пред вами

    Преклонить я не посмел

    И влюбленными мольбами

    Вас тревожить не хотел. (2 б.)

Г) Потом пропало все: луга и небеса. —

    Мы в темной комнате.

    Для довершенья чуда

    Раскрылся пол — и вы оттуда… (2 б.)

 

2.   Назовите характерные черты произведения классицизма. Приведите примеры.    (4 б.)

 

3. Назовите места на литературной карте Тверской области и связанные с ними имена современников И. С. Тургенева, бывавших в нашем крае.(1 б. за каждый правильный ответ).

 

4. Напишите сочинение-миниатюру «Мой Тютчев». (8 б.) 

 

Посмотреть задания 9 класса           Посмотреть задания 11 класса

 
 
 
 
 

Правила проведения

Подготовка к олимпиадам

Школьные олимпиады

Районные олимпиады

Областные олимпиады

Всероссийские олимпиады

 

Олимпиады в сети

 

 

     
 

Скачать задания

 

Наверх

 

Hosted by uCoz