Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 (территориальный ресурсный центр)
((848266) 3-14-42 |
|||
e-mail:
nel_shkola_4@mail.ru |
|
|
|||||
Районная олимпиада по литературе 2003-2004 учебного года
Посмотреть задания 10 класса Посмотреть задания 11 класса
9 класс I. Проанализируйте сказку А. Н. Толстого «Петушки», пользуясь следующими вопросами и заданиями: 1. Охарактеризуйте художественный мир сказки. 2. В чем ее идейно-эстетический смысл? 3. Чем она близка произведениям русского фольклора? 4. Какой характер придает повествованию язык сказки?
ПетушкиНа избушке бабы-яги, на деревянной ставне, вырезаны девять петушков. Красные головки, крылышки золотые. Настанет ночь, проснутся в лесу древяницы и кикиморы, примутся ухать да возиться, и захочется петушкам тоже ноги поразмять. Соскочат со ставни в сырую траву, нагнут шейки и забегают. Щиплют траву, дикие ягоды. Леший попадется, и лешего за пятку ущипнут. Шорох, беготня по лесу. А на заре вихрем примчится баба-яга на ступе с трещиной и крикнет петушкам: — На место, бездельники! Не смеют ослушаться петушки и, хоть не хочется, – прыгают в ставню и делаются деревянными, как были. Но раз на заре не явилась баба-яга – ступа дорогой в болоте завязла. Радехоньки петушки; побежали на чистую кулижку, взлетели на сосну. Взлетели и ахнули. Дивное диво! Алой полосой над лесом горит небо, разгорается; бегает ветер по листикам; садится роса. А красная полоса разливается, яснеет. И вот выкатило огненное солнце. В лесу светло, птицы поют, и шумят, шумят листья на деревах. У петушков дух захватило. Хлопнули они золотыми крылышками и запели – кукареку! С радости. А потом полетели за дремучий лес на чистое поле, подальше от бабы-яги. И с тех пор на заре просыпаются петушки и кукуречут. — Кукуреку, пропала баба-яга, солнце идет! (20 баллов, до пяти баллов за каждый ответ на вопрос.)
II. Дайте интерпретацию стихотворения А. А. Дельвига «Элегия», используя следующие вопросы и задания: 1. Охарактеризуйте облик «лирического Я» в этом стихотворении. 2. Меняется ли он по ходу текста? 3. Какими способами создается настроение стихотворения? 4. Докажите, что это романтическое произведение. ЭлегияКогда, душа, просилась ты Погибнуть иль любить, Когда желанья и мечты К тебе теснились жить, Когда еще я не пил слез Из чаши бытия,– Зачем тогда, в венке из роз, К теням не отбыл я! Зачем вы начертались так На памяти моей, Единый молодости знак, Вы, песни прежних дней! Я горько долы и леса И милый взгляд забыл, – Зачем же ваши голоса Мне слух мой сохранил!
Не возвратите счастья мне, Хоть дышит в вас оно! С ним в промелькнувшей старине Простился я давно. Не нарушайте ж, я молю, Вы сна души моей И слова страшного: люблю Не повторяйте ей! (20 баллов, до пяти баллов за каждый ответ).
III. 1. Из каких произведений взяты отрывки? Назовите их авторов и жанр. А) Ко мне, мой младенец; в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять. (2 б.)
Б) Таких примеров много в мире: Не любит узнавать себя никто в сатире. Я даже видел то вчера: Что Климыч на руку нечист, все это знают; Про взятки Климычу читают, А он украдкою кивает на Петра. (2 б.)
В) Теперь уже поздно противиться судьбе моей; воспоминание об вас, ваш милый, несравненный образ отныне не будет мучением и отрадой жизни моей; но мне еще останется исполнить тяжелую обязанность, открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду. (2 б.)
Г) Но она ни о чем не думала, а только плакала. Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил ей спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее по боку. Она вскочила. (2 б.)
2. Назовите средства создания комического в литературном произведении. Приведите примеры. (4 б.)
3. Назовите места на литературной карте Тверской области и связанные с ними имена современников А. С. Пушкина, бывавших в нашем крае.(1 б. за каждый правильный ответ).
4. Напишите сочинение-миниатюру «Мой Тютчев». (8 баллов).
|
|||||
|
|||||