Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 

(территориальный ресурсный центр)

 Тверская область, г. Нелидово, ул. Карбышева 14А

((848266) 3-14-42

 

e-mail: nel_shkola_4@mail.ru

 

   

 

 

Русский язык

Литература

Иностранные языки

Математика

Информатика

Физика

Химия

История

Биология

Экология

География

Психология

Экономика

Право

ОБЖ

Физическая культура

 

Районная олимпиада по литературе 2003-2004 учебного года

 

Посмотреть задания 10 класса         Посмотреть задания 11 класса 

 

9 класс

I. Проанализируйте сказку А. Н. Толстого «Петушки», пользуясь следующими вопросами и заданиями:

1. Охарактеризуйте художественный мир сказки.

2.  В чем ее идейно-эстетический смысл?

3. Чем она близка произведениям русского фольклора?

4.  Какой характер придает повествованию язык сказки?

 

Петушки

На избушке бабы-яги, на деревянной ставне, вырезаны девять петушков. Красные головки, крылышки золотые.

Настанет ночь, проснутся в лесу древяницы и кикиморы, примутся ухать да возиться, и захочется петушкам тоже ноги поразмять.

Соскочат со ставни в сырую траву, нагнут шейки и забегают. Щиплют траву, дикие ягоды. Леший попадется, и лешего за пятку ущипнут.

Шорох, беготня по лесу.

А на заре вихрем примчится баба-яга на ступе с трещиной и крикнет петушкам:

— На место, бездельники!

Не смеют ослушаться петушки и, хоть не хочется, – прыгают в ставню и делаются деревянными, как были.

Но раз на заре не явилась баба-яга – ступа дорогой в болоте завязла.

Радехоньки петушки; побежали на чистую кулижку, взлетели на сосну. Взлетели и ахнули.

Дивное диво! Алой полосой над лесом горит небо, разгорается; бегает ветер по листикам; садится роса.

А красная полоса разливается, яснеет. И вот выкатило огненное солнце.

В лесу светло, птицы поют, и шумят, шумят листья на деревах.

У петушков дух захватило. Хлопнули они золотыми крылышками и запели – кукареку! С радости.

А потом полетели за дремучий лес на чистое поле, подальше от бабы-яги.

И с тех пор на заре просыпаются петушки и кукуречут.

— Кукуреку, пропала баба-яга, солнце идет!

(20 баллов, до пяти баллов за каждый ответ на вопрос.)

 

II.  Дайте интерпретацию стихотворения А. А. Дельвига «Элегия», используя следующие вопросы и задания:

1.  Охарактеризуйте облик «лирического Я» в этом стихотворении.

2.  Меняется ли он по ходу текста?

3. Какими способами создается настроение стихотворения?

4. Докажите, что это романтическое произведение.

 

Элегия

Когда, душа, просилась ты

Погибнуть иль любить,

Когда желанья и мечты

К тебе теснились жить,

Когда еще я не пил слез

Из чаши бытия,–

Зачем тогда, в венке из роз,

К теням не отбыл я!

Зачем вы начертались так

На памяти моей,

Единый молодости знак,

Вы, песни прежних дней!

Я горько долы и леса

И милый взгляд забыл, –

Зачем же ваши голоса

Мне слух мой сохранил!

 

Не возвратите счастья мне,

Хоть дышит в вас оно!

С ним в промелькнувшей старине

Простился я давно.

Не нарушайте ж, я молю,

Вы сна души моей

И слова страшного: люблю

Не повторяйте ей!

(20 баллов, до пяти баллов за каждый ответ).

 

III.   1. Из каких произведений взяты отрывки? Назовите их авторов и жанр.

А)  Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

     Узнаешь прекрасных моих дочерей:

     При месяце будут играть и летать,

     Играя, летая, тебя усыплять. (2 б.)

 

Б)  Таких примеров много в мире:

     Не любит узнавать себя никто в сатире.

     Я даже видел то вчера:

     Что Климыч на руку нечист, все это знают;

     Про взятки Климычу читают,

     А он украдкою кивает на Петра. (2 б.)

 

В) Теперь уже поздно противиться судьбе моей; воспоминание об вас, ваш милый, несравненный образ отныне не будет мучением и отрадой жизни моей; но мне еще останется исполнить тяжелую обязанность, открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду. (2 б.)

 

Г) Но она ни о чем не думала, а только плакала. Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил ей спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее по боку. Она вскочила. (2 б.)

 

2. Назовите средства создания комического в литературном произведении. Приведите примеры. (4 б.)

 

3. Назовите места на литературной карте Тверской области и связанные с ними имена современников А. С. Пушкина, бывавших в нашем крае.(1 б. за каждый правильный ответ).

 

4. Напишите сочинение-миниатюру «Мой Тютчев». (8 баллов).

 

Посмотреть задания 10 класса         Посмотреть задания 11 класса

 
 
 
 
 

Правила проведения

Подготовка к олимпиадам

Школьные олимпиады

Районные олимпиады

Областные олимпиады

Всероссийские олимпиады

 

Олимпиады в сети

         
 

Скачать задания

 

Наверх

 

Hosted by uCoz