Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 

(территориальный ресурсный центр)

 Тверская область, г. Нелидово, ул. Карбышева 14А

((848266) 3-14-42

 

e-mail: nel_shkola_4@mail.ru

 

   

 

Правила проведения

Подготовка к олимпиадам

Школьные олимпиады

Районные олимпиады

Областные олимпиады

Всероссийские олимпиады

 

Олимпиады в сети

 

Русский язык

Литература

Иностранные языки

Математика

Информатика

Физика

Химия

История

Биология

Экология

География

Психология

Экономика

Право

ОБЖ

Физическая культура

 

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

Районный/городской этап 2003-2004 учебного года

 

Посмотреть задания 9 класса          Посмотреть задания 10 класса

11 класс

 

I.

Проанализируйте рассказ И. А. Бунина «Книга», используя следующие вопросы и задания:

1.Какие проблемы волнуют автора рассказа?

2. В чем художественный смысл встречи повествователя и мужика?

3. Изменяется ли смысл слова «настоящее» в начале и в конце повествования?

4. Что сближает рассказ И. А. Бунина с лирическими произведениями?

 

Книга

Лежа на гумне в омете, долго читал — и вдруг возмутило. Опять с раннего утра читаю, опять с книгой в руках! И так изо дня в день с самого детства! Полжизни прожил в каком-то несуществующем мире, среди людей никогда не бывших, выдуманных, волнуясь их судьбами, их радостями и печалями, как своими собственными, до могилы связав себя с Авраамом и Исааком, с пелазгами и этрусками, с Сократом и Юлием Цезарем, Гамлетом и Данте, Гретхен и Чацким, Собакевичем и Офелией, Печориным и Наташей Ростовой! И как теперь разобраться среди действительных и вымышленных спутников моего земного существования? Как разделить их, как определить степени их влияния на меня?

Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошади, мухи, шмели, птицы, облака — все жило своей собственной, настоящей жизнью. И вот я внезапно почувствовал это и очнулся от книжного наваждения, отбросил книгу в солому и с удивлением и с радостью, какими-то новыми глазами смотрю кругом, остро вижу, слышу, обоняю, — главное, чувствую что-то необыкновенно простое и в то же время необыкновенно сложное, то глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни и во мне самом и о чем никогда не пишут как следует в книгах.

Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, празднично; теперь все померкло, стихло. В небе мало-помалу собрались облака и тучки, кое-где, — особенно к югу, — еще светлые, красивые, а к западу, за деревней, за ее лозинами, дождевые, синеватые скучные. Тепло, мягко пахнет далеким полевым дождем. В саду поет одна иволга.

По сухой фиолетовой дороге, пролегающей между гумном и садом, возвращается с погоста мужик. На плече белая железная лопата с прилипшим к ней синим черноземом. Лицо помолодевшее, ясное. Шапка сдвинута с потного лба.

— На своей девочке куст жасмину посадил!— бодро говорит он.— Доброго здоровья, Все читаете, все книжки выдумываете?

Он счастлив. Чем? Только тем, что живет на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире.

В саду поет иволга. Все прочее стихло, смолкло, даже петухов не слышно. Одна она поет — не спеша выводит игривые трели. Зачем, для кого? Для себя ли, для той ли жизни, которой сто лет живет сад, усадьба? А может быть, эта усадьба живет для ее флейтового пения?

«На своей девочке куст жасмину посадил». А разве девочка об этом знает? Мужику кажется, что знает, и, может быть, он прав. Мужик к вечеру забудет об этом кусте,— для кого же он будет цвести? А ведь будет цвести, и будет казаться, что недаром, а для кого-то и для чего-то.

«Все читаете, все книжки выдумываете». А зачем выдумывать? Зачем героини и герои? Зачем роман, повесть, с завязкой и развязкой? Вечная боязнь показаться недостаточно книжным, недостаточно похожим на тех, что прославлены! И вечная мука — вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове!

20.8.1924

(20 баллов, до пяти баллов за каждый ответ на вопрос).

 

II.

Дайте интерпретацию стихотворения И. Ф. Анненского «Третий мучительный сонет», используя следующие вопросы и задания:

1.  Почему сонет И. Ф. Анненского назван «мучительным»?

2.  О каком «неравном бое» идет в нем речь?

3.  Какие поэтические образы показались вам самыми неожиданными и почему?

4. Какие особенности поэтической формы текста сонета помогают понять его содержание?

 

Третий мучительный сонет

Строфы

Нет, им не суждены краса и просветленье;
Я повторяю их на память в полусне,
Они — минуты праздного томленья,
Перегоревшие на медленном огне.

Но все мне дорого — туман их появленья,
Их нарастание в тревожной тишине,
Без плана, вспышками идущее сцепленье:
Мое мучение и мой восторг оне.

Кто знает, сколько раз без этого запоя,
Труда кошмарного над грудою листов,
Я духом пасть, увы! я плакать был готов,
Среди неравного изнемогая боя;

Но я люблю стихи — и чувства нет святей:
Так любит только мать, и лишь больных детей.

(20 баллов, до пяти баллов за каждый ответ на вопрос).

 

III.

1. Из каких произведений взяты отрывки? Назовите их авторов и жанр.

А)  — Как здоровье ваше?

— Нездоровы, брат, бывают только дураки да развратники, а ты меня знаешь: с утра до вечера занят, воздержат, ну и здоров. (2 б.)

Б) Каждое воскресенье, после обедни, по Соборной улице, ведущей к выезду из города, направляется маленькая женщина в трауре, в черных лайковых перчатках, с зонтиком из черного дерева.    (2 б.)

В) Вот и вечер в ночную жуть ушел от окон хмурый, декабрый. В дряхлую спину хохочут и ржут канделябры. (2 б.)

Г) Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:

   Не вернуться, не взглянуть назад,

   За Непрядвой лебеди кричали,

   И опять, опять они кричат. (2 б.)

 

2.   Назовите характерные черты романтического произведения. Приведите примеры(4 б.)

3.   Назовите места на литературной карте Тверской области и связанные с ними имена современников А. А. Ахматовой, бывавших в нашем крае.(1 б. за каждый правильный ответ).

4.   Напишите сочинение-миниатюру «Мой Тютчев». (8 б.)

 

Посмотреть задания 9 класса          Посмотреть задания 10 класса

 
 
 
 
 
 

 

     
 

Скачать задания

 

Наверх

 

Hosted by uCoz