Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 (территориальный ресурсный центр)
((848266) 3-14-42 |
|||
e-mail:
nel_shkola_4@mail.ru |
|
|
|
||||
Всероссийская олимпиада школьников по литературе Районный/городской этап 2003-2004 учебного года
Посмотреть задания 9 класса Посмотреть задания 10 класса 11 класс
I. Проанализируйте рассказ И. А. Бунина «Книга», используя следующие вопросы и задания: 1.Какие проблемы волнуют автора рассказа? 2. В чем художественный смысл встречи повествователя и мужика? 3. Изменяется ли смысл слова «настоящее» в начале и в конце повествования? 4. Что сближает рассказ И. А. Бунина с лирическими произведениями? КнигаЛежа на гумне в омете, долго читал — и вдруг возмутило. Опять с раннего утра читаю, опять с книгой в руках! И так изо дня в день с самого детства! Полжизни прожил в каком-то несуществующем мире, среди людей никогда не бывших, выдуманных, волнуясь их судьбами, их радостями и печалями, как своими собственными, до могилы связав себя с Авраамом и Исааком, с пелазгами и этрусками, с Сократом и Юлием Цезарем, Гамлетом и Данте, Гретхен и Чацким, Собакевичем и Офелией, Печориным и Наташей Ростовой! И как теперь разобраться среди действительных и вымышленных спутников моего земного существования? Как разделить их, как определить степени их влияния на меня? Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошади, мухи, шмели, птицы, облака — все жило своей собственной, настоящей жизнью. И вот я внезапно почувствовал это и очнулся от книжного наваждения, отбросил книгу в солому и с удивлением и с радостью, какими-то новыми глазами смотрю кругом, остро вижу, слышу, обоняю, — главное, чувствую что-то необыкновенно простое и в то же время необыкновенно сложное, то глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни и во мне самом и о чем никогда не пишут как следует в книгах. Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, празднично; теперь все померкло, стихло. В небе мало-помалу собрались облака и тучки, кое-где, — особенно к югу, — еще светлые, красивые, а к западу, за деревней, за ее лозинами, дождевые, синеватые скучные. Тепло, мягко пахнет далеким полевым дождем. В саду поет одна иволга. По сухой фиолетовой дороге, пролегающей между гумном и садом, возвращается с погоста мужик. На плече белая железная лопата с прилипшим к ней синим черноземом. Лицо помолодевшее, ясное. Шапка сдвинута с потного лба. — На своей девочке куст жасмину посадил!— бодро говорит он.— Доброго здоровья, Все читаете, все книжки выдумываете? Он счастлив. Чем? Только тем, что живет на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире. В саду поет иволга. Все прочее стихло, смолкло, даже петухов не слышно. Одна она поет — не спеша выводит игривые трели. Зачем, для кого? Для себя ли, для той ли жизни, которой сто лет живет сад, усадьба? А может быть, эта усадьба живет для ее флейтового пения? «На своей девочке куст жасмину посадил». А разве девочка об этом знает? Мужику кажется, что знает, и, может быть, он прав. Мужик к вечеру забудет об этом кусте,— для кого же он будет цвести? А ведь будет цвести, и будет казаться, что недаром, а для кого-то и для чего-то. «Все читаете, все книжки выдумываете». А зачем выдумывать? Зачем героини и герои? Зачем роман, повесть, с завязкой и развязкой? Вечная боязнь показаться недостаточно книжным, недостаточно похожим на тех, что прославлены! И вечная мука — вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове! 20.8.1924 (20 баллов, до пяти баллов за каждый ответ на вопрос).
II. Дайте интерпретацию стихотворения И. Ф. Анненского «Третий мучительный сонет», используя следующие вопросы и задания: 1. Почему сонет И. Ф. Анненского назван «мучительным»? 2. О каком «неравном бое» идет в нем речь? 3. Какие поэтические образы показались вам самыми неожиданными и почему? 4. Какие особенности поэтической формы текста сонета помогают понять его содержание? Третий мучительный сонетСтрофы
Нет, им не суждены
краса и просветленье;
Но все мне дорого —
туман их появленья,
Кто знает, сколько раз
без этого запоя,
Но я люблю стихи —
и чувства нет святей: (20 баллов, до пяти баллов за каждый ответ на вопрос).
III. 1. Из каких произведений взяты отрывки? Назовите их авторов и жанр. А) — Как здоровье ваше? — Нездоровы, брат, бывают только дураки да развратники, а ты меня знаешь: с утра до вечера занят, воздержат, ну и здоров. (2 б.) Б) Каждое воскресенье, после обедни, по Соборной улице, ведущей к выезду из города, направляется маленькая женщина в трауре, в черных лайковых перчатках, с зонтиком из черного дерева. (2 б.) В) Вот и вечер в ночную жуть ушел от окон хмурый, декабрый. В дряхлую спину хохочут и ржут канделябры. (2 б.) Г) Мы, сам-друг, над степью в полночь стали: Не вернуться, не взглянуть назад, За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат. (2 б.)
2. Назовите характерные черты романтического произведения. Приведите примеры(4 б.) 3. Назовите места на литературной карте Тверской области и связанные с ними имена современников А. А. Ахматовой, бывавших в нашем крае.(1 б. за каждый правильный ответ). 4. Напишите сочинение-миниатюру «Мой Тютчев». (8 б.)
|
|||||
|
|||||