Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 

(территориальный ресурсный центр)

 Тверская область, г. Нелидово, ул. Карбышева 14А

((848266) 3-14-42

 

e-mail: nel_shkola_4@mail.ru

 

   

 

 

Русский язык

Литература

Иностранные языки

Математика

Информатика

Физика

Химия

История

Биология

Экология

География

Психология

Экономика

Право

ОБЖ

Физическая культура

 

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

Районный/городской этап 2004-2005 учебного года

 

Посмотреть задания 9 класса           Посмотреть задания 11 класса 

10 класс

 

I.

Проанализируйте рассказ И. Ф. Горбунова «На почтовой станции», используя следующие вопросы и задания, или придумайте свою логику анализа текста.

1.Каким способами создается комический эффект в рассказе?

2.Какую роль играет в рассказе диалог?

3.  Как в нем выявляются образы героев рассказа?

4.Какую роль в рассказе играют их речевые характеристики?

5. Каково авторское отношение к описанной истории? Аргументируйте свою точку зрения.

 

На почтовой станции

Ночью

 

— Ямщики! Эй, ямщики! Тарантас подъехал…

— Вставай… Чья череда-то?

— Микиткина…

— Микитка!.. Слышь!.. Микитка, гладкий черт! Тарантас подъехал…

— Сичас!..

— Да как же ты таперича поедешь-то?

— А что?

— Ночью-то?!.

— Ну?

— Так что же?

— По косогорам-то?

— Так тарантас то вляпаешь!..

— Вляпаешь! Пятнадцать годов езжу, да вляпаешь!..

— Ваше благородие! Тут у нас на седьмой версте к Озерецкому-то косогоры, так вот от поштового епартаменту обозначено, чтоб сумления не было…

— Помилуйте, ваше благородие, я пятнадцать годов езжу…

— Он те в загривок –то накладет…

— Наклал!.. Мазали, чтолича?

— Смазано!..

— Извольте садиться, ваше благородие!.. Эх вы, голубчики!..

— Смотри осторожнее…

— Помилуйте, сударь, я пятнадцать годов езжу. Ямщики, известно, со смотрителем заодно… Смотрителю только бы самовары наставлять, пользоваться… Тпру!!.

— Что?

— Вот этот самый косогор-то и есть.

— Осторожней!

— Помилуйте, сударь, я пятнадцать годов езжу. Не извольте сумлеваться… Тпру!

— Смотри!

— Точно что оно, опосля дождя, тут жидко…

— Держи!..

— Господи, ужли в пятнадцать-то годов дороги не знаю… (Тарантас падает.)

— Что ж ты, черт тебя возьми!..

— Поди ж ты! Кажинный раз на этом месте…

(15 баллов, до пяти баллов за каждый ответ на вопрос).

 

II.

Дайте интерпретацию стихотворения И. С. Тургенева «Синица», используя следующие вопросы и задания, или предложив свой путь анализа.

1. Каков облик лирического «я» в этом стихотворении?

2.Какими способами автор выражает его чувства и настроение?

3.Как элементы художественной структуры стихотворения помогают понять его содержание?

4.В чем философский подтекст стихотворения?

5.Как вы думаете, почему текст этого стихотворения П. Виардо положила на музыку?

Синица

Слышу я: звенит синица
Средь желтеющих ветвей;
Здравствуй, маленькая птица,
Вестница осенних дней!

Хоть грозит он нам ненастьем,
Хоть зимы он нам пророк –
Дышит благодатным счастьем
Твой веселый голосок.

В песенке твоей приветной
Слух плене ужели ж мой
Лишь природы безответной
Равнодушною игрой?

Иль беспечно распевает
И в тебе охота жить,
Та, что людям помогает
Смерть и жизнь переносить!

1863

(15 баллов, до трех балов за каждый ответ на вопрос).

 

III.

1. К кому обращены строки М. Ю. Лермонтова? Аргументируйте свою точку зрения

А)…И он убит, и взят могилой,

   Как тот певец, неведомый но милый,

   Добыча ревности глухой,

   Воспетый им с такою чудной силой,

   Сраженный, как и он, безжалостной рукой. (2 б.)

Б)Ему, погибельно войною принужденный,

   Почти весь свет кричал: ура!

   При визге бурного ядра

   Уже он был готов, – но… воин дерзновенный!..

   Творец смешал неколебимый ум,

   Ты побежден московскими стенами…

   Бежал!.. и скрыл за дальними морями

   Следы печальные твоих высоких дум. (2 б.)

В)Так я молил твоей любви

   С слезами горькими, с тоскою;

   Так чувства лучшие мои

   Обмануты навек тобою. (2 б.)

Г) На светские цепи,

   На блеск утомительный бала

   Цветущие степи

   Украйны она поменяла. (2 б.)

 

2. Найдите ошибки в определении литературоведческого термина эпиграмма.(4 б.)

Эпиграмма – поэтическая фигура торжественного содержания, прославляющая царей и государственных деятелей. Возникла в XX веке и нашла отражение в творчестве А. Блока и А. Ахматовой.

(4 б.)

Напишите сочинение-миниатюру «Я хочу сказать вам…» (монолог перегоревшей лампочки). (8 б.)

 

Посмотреть задания 9 класса           Посмотреть задания 11 класса

 
 
 
 
 

Правила проведения

Подготовка к олимпиадам

Школьные олимпиады

Районные олимпиады

Областные олимпиады

Всероссийские олимпиады

 

Олимпиады в сети

 

 

     
 

Скачать задания

 

Наверх

 

Hosted by uCoz