![]() |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 (территориальный ресурсный центр)
((848266) 3-14-42 |
||
e-mail:
nel_shkola_4@mail.ru |
|
|
![]()
|
||||
Всероссийская олимпиада школьников по литературе Районный/городской этап 2004-2005 учебного года
Посмотреть задания 9 класса Посмотреть задания 10 класса 11 класс
I. Проанализируйте рассказ А. П. Чапыгина «Быль прошлого», используя следующие вопросы и задания, или придумайте свою логику анализа текста. 1. Какие проблемы волнуют автора рассказа? 2. Какие два мира противопоставлены в рассказе? 3. Каков художественный смысл этого противопоставления? 4. Определите звуковой и цветовой колорит рассказа. Как это помогает понять смысл повествования? 5. Дайте характеристику языку произведения. В чем его художественное своеобразие? Быль прошлогоПо берегу широкой реки, белой от белого неба, бурной от ближнего моря, сияют главами соборы В деревянном, приникшем к реке городе пахнет нечистотами и соленой рыбой Болотистые берега завалены сплавляемым лесом бревна завязли в мокрой низине, и люди в рваных рубахах, словно грешники в холодной преисподней, таскают бревна, завязнув до плеч в болотине. Лошаденки дрожат в холоде, но покорно тащат все те же скользкие бревна Матерщина висит. Люди свищут, кривя губы, на лошадей и бьют их, шлепая гулко, усталые животины, напрягаясь из последних сил, волокут поклажу; их умные глаза плачут В соборах на горе в дыме ладана праздные люди служат молебны, поют молитвы и кадят божеству с коровьими глазами На воде, белой от белого неба, плавучие башни с трубами грузят красоту и богатство чужое лес, чтобы увезти его в далекие края Те из железных чудовищ с заржавленными от долгого плаванья боками, которые еще не гружены, качают на просторных шканцах мускулистых чужаков в матросских куртках, с глазами, выражающими презрение к «нищим варварам» Чужаки курят трубки, с бортов плюют в бледную воду, косу глазами в мокрую низину, где маются грязные люди Вон там те же люди, в тех же кумачных грязных рубахах и армяках, стоят на воде, ловят баграми бревна для подъемной машины Матерщина висит Бревна покорно ползут вверх, шелестят безлистые, скользят и падают в гигантские кучи Чужаки провожают глазами знакомые суда, до половины мачт заваленные молодыми соснами (баланом), курят и плюют в бледную воду А там серой вереницей тянутся передохнуть в трактире серые грузчики Эй, вы, земляки! Я призываю вас к новой жизни Матерщина и злые взгляды усталая толпа бредет Не горе во славу богоматери звонят тяжелые колокола Тут же, недалеко в море, белом от белесого неба, стоит древний монастырь; в монастыре рака с мощами двух старцев, у раки третий, схимник И видел я как люди подходили к нему, сгибали с трудом шеи, такие покорные за кусок хлеба у чужеземных машин. Что речешь, сыне? спрашивал схимник. Мало верю, отец. В смоле кипеть будешь бесстрастно и однообразно говорит старик. Нечему кипеть! Души не ведаю, а тело от забот и пьянства износилось. Схимник кивает на говорящего сухой рукой с белыми крестами и черепами на черном рукаве. Он молчит, и не лишает никого ненужного благословения, и, глядя на приходящий в церковь народ, думает, как известный римлянин: «Они в жизни достигли трудно достижимого: они не веруют и ничего не желают». Такова быль прошлого (15 баллов, до трех баллов за каждый ответ на вопрос).
II. Дайте интерпретацию стихотворения А.А. Тарковского «Как Иисус, распятый на кресте », используя следующие вопросы, или предложив свой путь анализа. 1.Какие философские проблемы поднимает автор в стихотворении? 2. Как в нем переосмысливается известный евангельский сюжет? 3. Каков эмоциональный пафос текста? Как он создается? 4. Какие поэтические образы показались вам самыми неожиданными и почему? 5.Какие особенности поэтической формы текста помогают понять его содержание? Как Иисус, распятый на кресте, Зубец горы чернел на высоте Границы неба и приземной пыли, И солнце поднималось по кресту, И все мы как на каменном плоту, По каменному океану плыли. Так снилось мне. Среди каких степей, В какой стране, среди каких нагорий И чья душа, столь близкая моей, Несла свое слепительное горе? И от кого из пращуров своих Я получил наследство роковое Шипы над перекладиной кривою, Лиловый блеск на скулах восковых И надпись над поникшей головою? [1962] (15 баллов, до трех баллов за каждый ответ на вопрос).
III. 1. К кому обращены строки М. И. Цветаевой? Аргументируйте свою точку зрения А) Кого ж это так точно воры вора Пристреленного выносили? Изменника? Нет. С проходного двора Умнейшего мужа России. (2 б.) Б) Ах, я счастлива! Никогда заря Не сгорала чище. Ах, я счастлива, что тебя даря, Удаляюсь нищей, Что тебя, чей голос о глубь, о мгла! Мне дыханье сузил, Я впервые именем назвала Царскосельской музы. (2 б.) В) Имя твое птица в руке, Имя твое льдинка на языке, Одно единственное движенье губ, Имя твое пять букв (2 б.) Г) И полушки не поставишь На такого главаря. Лодка-то твоя, товарищ, Из какого словаря? В лодке да еще любовной Запрокинуться скандал! Разин чем тебе не ровня? Лучше с бытом совладал. (2 б.)
2. Найдите ошибки в определении литературоведческого термина басня. (4 б.) Басня жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Возникла в XIX веке и нашла отражение в творчестве М. Лермонтова и Ф. Тютчева. (4 б.) 3. Напишите сочинение-миниатюру «Я хочу сказать вам » (монолог компьютера). (8 б.)
|
|||||
|
|||||