Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 

(территориальный ресурсный центр)

 Тверская область, г. Нелидово, ул. Карбышева 14А

((848266) 3-14-42

 

e-mail: nel_shkola_4@mail.ru

 

   

 

 

Русский язык

Литература

Иностранные языки

Математика

Информатика

Физика

Химия

История

Биология

Экология

География

Психология

Экономика

Право

ОБЖ

Физическая культура

 

Районная олимпиада по литературе 2004-2005 учебного года

 

Посмотреть задания 10 класса         Посмотреть задания 11 класса 

 

9 класс

I. Проанализируйте рассказ М. М. Пришвина «Клюква», пользуясь следующими вопросами и заданиями, или придумайте свою логику анализа текста.

1. В чем идейно-эстетический смысл рассказа Пришвина?

2. Как в нем показаны взаимоотношения человека и природы?

3. Чем он близок произведениям русского фольклора?

4.  Какую роль играет в рассказе диалог?

5.  Каким предстает в рассказе образ автора?

 

Клюква

Егерь Кирсан умел так рассказывать, что поначалу кажется, будто у него все правда, и только под самый конец поймешь, правду он говорит или дурачит нас. Так вот он стал рассказывать нам однажды, какая это кислая ягода клюква.

— Кто ж этого не знает, Кирсан Николаевич? – сказал ему на это кто-то из нас.

— Я не про это, ответил Кирсан. – Кто же, правда, не знает, что ягода клюква кислая? На то ведь она и есть клюква! А вот однажды мне пришла в голову мысль, и летом я жену попросил, чтобы она и на мою долю клюквы побольше собрала в болоте. Прошло лето, и осень прошла; лег снег. Негде стало кормиться тетеревам. Завалило ягоду в болоте снегом, занесло в поле зерно. Делать нечего, поднялись тетерева на березы и стали кормиться древесными почками. А после ягоды, после зерна какая же это пища – березовая почка? Вот я подумал об этом и поставил под березами шалашик. Когда тетерева пригляделись к шалашику и перестали на него обращать внимание, забрался я рано поутру в него и на снегу раскидал клюкву. Вот прилетели тетерева, расселись по березам, клюют горькие почки, а внизу, видят, клюква красная на белом снегу. Один петух слетел, осторожно подходит. Что делать? Ружье мое длинное – четь шевельнешься, догадается и сам улетит, и все улетят. Скажите, что бы вы на моем месте сделали?

— Что сделали? – сказал один охотник. Я бы дал первому поклевать…

Другой охотник еще что-то сказал, третий еще, заспорили. А Кирсан все сидел и молча улыбался.

— Ну, скажи, Кирсан Николаевич, – обратились мы наконец к самому хозяину, – расскажи, как же ты поступил.

— Я поступил просто, – ответил Кирсан. – Когда петух взял клюквину в рот, стало ему после березовых почек очень кисло; он от кислого зажмурился, и тут я в него из ружья.

Смеялись мы, Но другой егерь, Камолов, сказал:

— На этот раз у тебя сорвалось, Кирсан Николаевич, не сумел ты соврать. Это сказка есть о трех зайцах, что охотник им клюквы дал, они зажмурились, и он их связал, без ружья обошелся. А ты с ружьем – эка невидаль!

 (15 баллов, до трех баллов за каждый ответ на вопрос.)

 

II.  Дайте интерпретацию стихотворения А. С. Пушкина «Что в имени тебе моем?..», используя следующие вопросы и задания, или предложив свой путь анализа.

1.Охарактеризуйте облик лирического «я» в этом стихотворении.

2. Меняется ли он по ходу текста?

3. Какими способами создается настроение стихотворения?

4. Каков поэтический смысл ключевых образов стихотворения?

5. Как художественная структура текста помогает понять его содержание?

 

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобной
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.

(15 баллов, до трех баллов за каждый ответ на вопрос).

 

III.  1. К кому обращены строки А. С. Пушкина? Аргументируйте свою точку зрения.

А)…Давно ль с восторгом молодым

   Я мыслил имя роковое

   Предать развалинам иным?

   Но в сердце, бурями смиренном,

   Теперь и лень, и тишина,

   И в умиленьи вдохновенном,

   На камне, дружбой освященном,

   Пишу я наши имена. (2 б.)

Б)О, ты, который воскресил

   Ахилла призрак величавый,

   Гомера музу нам явил

   И смелую певицу славы

   От звонких уз освободил. (2 б.)

В)Надменный, кто тебя подвигнул?

   Кто обуял твой дивный ум?

   Как сердца русс не постигнул

   Ты с высоты отважных дум?

   Великодушного пожара

   Не предузнав, уж ты мечтал,

   Что мира вновь мы ждем как дара;

   Но поздно русских разгадал. (2 б.)

Г)У Гальяни, иль Кольони

   Закажи себе в Твери

   С пармазаном макарони,

   Да яичницу свари. (2 б.)

 

2. Найдите ошибки в определении литературоведческого термина ода. (4 б.)

Ода – художественный троп, возникший в XX веке и помогающий передать мотивы личных переживаний, грустных раздумий, скорби. В русской литературе оды писали А. Фет и М. Цветаева.

 

3. Напишите сочинение-миниатюру  на тему «Я хочу рассказать вам…» (монолог незавернутого крана). (8 баллов).

 

Посмотреть задания 10 класса         Посмотреть задания 11 класса

 
 
 
 
 

Правила проведения

Подготовка к олимпиадам

Школьные олимпиады

Районные олимпиады

Областные олимпиады

Всероссийские олимпиады

 

Олимпиады в сети

         
 

Скачать задания

 

Наверх

 

Hosted by uCoz