Всероссийская
олимпиада школьников по
литературе
Районный/городской этап
10 класс
I
Проанализируйте рассказ Ю. Л. Слезкина «Новелла», используя следующие
вопросы и задания, или придумайте свою логику анализа текста.
1.
К какому литературному направлению можно отнести рассказ Ю. Л. Слезкина?
2.
Какую роль играет в рассказе диалог?
3.
Какую роль в рассказе играют речевые характеристики героев?
4.
Какими чувствами вы бы объяснили самоубийство писателя?
5.
Каково авторское отношение к описанной истории? Аргументируйте
свою точку зрения.
Новелла
Это произошло в
один из художественных
jour-fixов,
устраиваемых очаровательной женщиной, известной публике по вернисажам,
неизменно появляющейся там с веткой желтой мимозы у корсажа.
Модные художники и
писатели, вхожие к ней в дом, называли ее «прелестной Альмеей»,
остальные вспоминали ее по цветку «желтой мимозой».
В тот день она
позировала перед пятью художниками. Кроме них присутствовали на сеансе
молодой беллетрист Строев и музыкант-аккомпаниатор, кривоногий Ронин.
Прелестная Альмея
смеялась. Она была весела эта белая женщина.
Элегантный
художник Забяцкий несколько раз повторил:
Я назову свою
картину «Смех». Вы мне дали идею, восхитительная модель. Вы образ
изысканного, тонкого смеха.
Художник Грас
каждый раз возражал на это:
Будьте
осторожны, пан Забяцкий. Я боюсь, что ваша картина заставит плакать.
Остальные смеялись
тоже. Было весело с веселой Альмеей.
Строев сидел в глубокой нише венецианского окна, распахнутого настежь, и
медленно тянул мараскин. Он был изящен в своем весеннем вестоне. В
петлице ярко горел нарцисс.
Почему маэстро
не играет? спросил кто-то.
Писатель
улыбнулся. Он был холоден с пианистом.
Для этого у него
слишком тонкий слух
То есть?
подняла брови Альмея. Она поняла настроение писателя, оно льстило ей,
и ждала большего.
Он боится
испортить себе вечер, серьезно ответил тот.
Ронин побледнел и закусил губу. Художники переглянулись. Ворвавшийся
ветер дышал розами. Это были любимые цветы хозяйки. Все замерли,
наслаждаясь их томным запахом.
Пианист оправился
и заговорил первым. Он презрительно поджал губы, острая бородка торчала
вперед. Глаза были сощурены и косились на Альмею. Он должна была знать,
что все это из-за нее.
Monsieur
ошибся. Я давно предвидел, что испорчу вечер, но такова моя участь
Я
ждал, что
monsieur
прочтет свою новеллу
Теперь Строев должен был смириться. Во всяком случае, он понял ясный
намек, но молчал.
Пианист улыбнулся. Еще раз Альмея могла убедиться в ничтожности своего
фаворита.
Ронин не хотел
уступать. Он прямо шел к цели.
Она сумела замять
неловкое молчание. Захлопала в ладоши.:
Да, да, Строев,
вы должны нам прочесть свою новеллу.
Но она не со
мной, возразил тот.
Тогда расскажите
ее
Конечно,
расскажите, подхватили художники. Они хотели быть любезными.
О, это слишком трудно. Для музыкальных звуков есть клавиши, для слов
их нет
Он склонился и
смотрел вниз на клумбы. Салон был во втором этаже. Дали вечерели. Листва
стала матовой.
Но сюжет,
настаивала женщина, передайте хотя бы сюжет
Строев молчал.
Казалось, грезил.
Сюжет прост,
начал он, несложен
Нет ничего нового в мире, художественные образы
исчерпаны остались одни нюансы. Наш достоуважаемый маэстро обречен на
вечную хандру
Но вот сюжет, если хотите
Он любил ее. Все равно кто
он, кто она. Она любила его. На этих данных развивается действие. Буду
краток. После недолгого любовного удовлетворения он в своей огромной,
всепоглощающей любви стал жаждать от нее любви еще большей, еще
восторженней. Чем сильнее любила она, тем требовательней становился он.
Все было мало. Он страдал от этого. Несмотря ни на что, он казался себе
влюбленным безнадежно. А он не знал границ в своей жажде любви. Он
напрягал все свои силы, чтобы разжечь ее любовь, но он жил, и в нем жили
его желания, всегда возраставшие. Тогда ему в голову пришла дикая,
бредовая мысль. Только осуществив ее, он верил, что навсегда и
безраздельно овладеет сердцем любимой
Эта мысль? не
вытерпела минутной паузы Альмея.
У нее блестели
глаза и побледнели от напряжения пальцы.
Что же он решил
сделать?
Строев молчал. Он
чуть улыбнулся, но понял, что момент удачен, и молчал. Это делало
особенно занимательным его рассказ.
Говорите же!..
Она была
взволнована. Вся ее белая грациозная фигура, чуть склоненная, казала
ожидание.
Кругом молчали,
заинтригованные.
Беллетрист пил
щекочущий хмель удовлетворения.
Он нарочно опять
перегнулся за окно и вглядывался в тени парка.
Розы млели под
влагой еще чуть зримого тумана.
Бледный, с белыми
губами, Ронин не сводил глаз с писателя и неслышно подвигался к нему за
спинами художников.
Когда он был
совсем близко от Строева, то сказал мягко и вкрадчиво:
Я прошу извинения у
monsieur.
Новелла прелестна я горю желанием знать ее конец.
Он быстро протянул
вперед руку, точно давая ее для пожатия.
Строев полу обернулся, как-то странно покачнулся и мгновенно исчез за
крышей окна.
Когда после
невольного замешательства одни кинулись вниз в сад, другие к окну,
писатель был уже мертв. Он разбился об асфальт панели.
Осталась сидеть
одна только прелестная Альмея. Она сидела, так же склонившись вперед,
как и раньше.
Она не смеялась.
Он умер,
грустно произнес, наконец, пан Забяцкий.
Но она не ответила
ему. Она повернула свое лицо к окну и смотрела в небо.
Так вот он
конец его новеллы , совсем тихо шептали ее губы, а глаза заволоклись
туманом.
Ронин стоял у окна. Его радостная усмешка спряталась, и губы сжались в
злобной досаде.
Он видел, что
поняли все не так, как было и как он хотел. Он видел в глазах женщины
любовь, но не к нему, а к умершему и проклинаем л себя за то, что он
он, Ронин, был автором конца этой нелепой новеллы. (15 баллов).
II
Дайте
интерпретацию стихотворения А. А. Григорьева «Комета», используя
следующие вопросы и задания, или предложив свой путь анализа.
1. Каков
облик лирического «я» в этом стихотворении?
2. Почему
стихотворение так называется?
3. Какими
способами выражаются в нем мысли и чувства?
4. Как
элементы художественной структуры стихотворения помогают понять его
содержание?
5. В
чем философский подтекст стихотворения?
Комета
Когда средь сонма
звезд, размеренно и стройно,
Как звуков перелив, одна вослед другой
Определенный путь свершающих спокойно,
Комета полетит неправильной чертой,
Недосозданная, вся
полная раздора
Невзнузданных стихий неистового спора
Горя еще сама и та пути своем
Грозя иным звездам стремленьем и огнем,
Что нужды ей тогда
до общего смущенья
До разрушения гармонии?.. Она
Из лона отчего, из родника творенья
В созданья стройный круг борьбою послана,
Да совершит путем борьбы и испытанья
Цель очищения и цель самосозданья.
(15 баллов).
III
1.
Кто из перечисленных русских писателей и поэтов был участником войны
1812 года? Что вы знаете об их военной биографии?
А. С. Пушкин,
А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, П. Я. Чаадаев, В. А. Жуковский, П. А.
Вяземский, К. Ф. Рылеев, Д. В. Давыдов, Л. Н. Толстой, Ф. Н. Глинка, А.
Н. Радищев. (По 0,5 балла за каждый правильный ответ, по 0,5 балла за
каждый комментарий).
2. Перечислите
изобразительно-выразительные средства языка, использованные в
стихотворении А. К. Толстого « Не ветер, вея с высоты
», выписав для
этого необходимые примеры.
Не ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной;
Моей души коснулась ты
Она тревожна, как листы,
Она, как гусли, многострунна.
Житейский вихрь ее терзал
И сокрушительным набегом
Свистя и воя, струны рвал
И заносил холодным снегом.
Твоя же речь ласкает слух,
Твое легко прикосновенье,
Как от цветов летящий пух,
Как майской ночи дуновенье.
(5 баллов).
3. Дайте
историко-культурный комментарий к строкам из стихотворения Е. А.
Баратынского «Пироскаф»:
Нужды нет, близко ль,
далеко ль до брега!
В сердце к нему
приготовлена нега.
Вижу Фетиду; мне
жребий благой
Емлет она из
лазоревой урны:
Завтра увижу я башни
Ливурны,
Завтра увижу Элизий
земной!
(5 баллов).
4. Напишите
сочинение-миниатюру на тему «Убить время
». (6 баллов).
Посмотреть задания 9
класса
Посмотреть задания 11 класса |