Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 

(территориальный ресурсный центр)

 Тверская область, г. Нелидово, ул. Карбышева 14А

((848266) 3-14-42

 

e-mail: nel_shkola_4@mail.ru

 

   

 

Правила проведения

Подготовка к олимпиадам

Школьные олимпиады

Районные олимпиады

Областные олимпиады

Всероссийские олимпиады

 

Олимпиады в сети

 

Русский язык

Литература

Иностранные языки

Математика

Информатика

Физика

Химия

История

Биология

Экология

География

Психология

Экономика

Право

ОБЖ

Физическая культура

 

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

Районный/городской этап

11 класс

 

I

Проанализируйте рассказ Тэффи лКурорт╗, используя следующие вопросы и задания, или придумайте свою логику анализа текста.

1.     Какие мысли и чувства вызывает у вас рассказ?

2.    Докажите, что автор изображает ситуацию на курорте с иронией?

3.    Можно ли утверждать, что в рассказе есть грустный подтекст?

4.    Какими способами автору удается передать свои ощущения читателю?

5.    Дайте характеристику языку произведения. В чем его художественное своеобразие?

Тэффи

Курорт

Сезон умирает.

Разъезжаются дачники, закрываются ванны и купальни.

В кургаузе разговоры о железной дороге, о пароходах, о скором отъезде,

Дамы ходят по магазинам, покупают сувениры: деревянные раскрашенные вазочки, финские ножи и передники.

Ч Сколько стоит лмитя макса╗? Ц спрашивает дама у курносого, с белыми глазами, лавочника.

Ч Кольме марка, Ц отвечает тот.

Ч Кольме... гм... кольме это сколько? Ц спрашивает дама у спутницы.

Ч Три... кажется, три.

Ч А на наши деньги сколько?

Ч Три помножить на тридцать семь... гм... трижды тридевять, да трижды семь... не множится...

Ч Утомительная жизнь в Финляндии, Ц жалуется первая. Ц Целые дни только ходишь да переводишь с марки на рубль, да с метра на аршин, да с километра на версту, да с килограмма на пуд. Голова кругом идет. Все лето мучилась, а спроси, так и теперь не знаю, сколько в килограмме аршин, то бишь марок.

***

Тяжелее всех чувствует увядание жизни молодой помощник аптекаря.

Каждый четверг танцевал он в курзале бешеные венгерки с молодыми ревматичками, бравшими грязевые ванны.

Каждое утро бегал он на пристань и покупал себе свежий цветок в петличку.

Цветы привозили окрестные рыбаки прямо на лодках, вместе с рыбой, и эти дары природы во время пути любезно обменивались ароматами. Поэтому в ресторане кургауза часто подавалась щука, отдающая левкоем, а розовая гвоздика на груди аптекаря благоухала салакой.

О, незабвенные танцевальные вечера под звуки гонродского оркестра: скрипка, труба и барабан!

Вдоль стен на скамейках и стульях сидят маменьки, тетеньки, уже потерявшие смелость показывать публично свою грацию, и младшие сестрицы, еще не отваживающиеся.

На стене висит расписание танцев.

Вот загудела труба, взвизгнула скрипка, стукнул барабан.

Ч Это, кажется, полька? Ц догадывается одна из сидящих маменек.

Ч Ах нет, мамочка, кадриль! Новая кадриль, Ц гонворит сестричка.

Ч Не болтай ногами и не дергай носом, Ц вмешивается тетенька. Ц Это не кадриль, а мазурка.

Распорядитель, длинноногий студент, швед, на миннутку задумывается, но, бросив быстрый взгляд на расписание, смело кричит:

Ч Valsons!

И вот молодой помощник аптекаря, томно склонинвшись, охватывает плотный стан дамы, лечащейся от ревматизма в руке, и начинает плавно вращать ее вокруг комнаты. Алая гвоздика между их носами пахннет окунем.

Ч Pas d'espagne! Ц красный и мокрый, кричит раснпорядитель, и голова его от натуги трясется.

Выскакивает гимназист, маленький, толстый, в пунзырящейся парусиновой блузе. Перед ним, держа его за руку, топает ногами пожилая гувернантка одного из докторов. Гимназист чувствует себя истым испанцем, щелкает языком, а гувернантка мрачно наступает на него, как бык на тореадора.

Маленький кадет, обдернув блузу, неожиданно расшаркнулся перед одной из теток. Та приняла это за приглашение и пустилась плясать. К ужасу маленького кадета, тетка проявила чисто испанскую страсть и ненутомимость в танцах. Она извивалась, пристукивала каблуками и посылала своему крошечному кавалеру вакхические улыбки.

Помощник аптекаря выделывал такие кренделя своими длинными ногами, что наблюдавший за танцами у дверей старый полковник даже обиделся.

Ч Поставить бы им солдат на постой, перестали бы безобразничать.

Распорядитель снова справляется с расписанием и призывает всех к венгерке.

Страсти разгораются. Пол, возраст, общественное положениеЧвсе стушевывается и тонет в гулком топоте ног, визгах и грохоте оркестра.

Вот женщина-врач в гигиеническом капоте мечется с двенадцатилетним тонконогим крокетистом, вот две барышни Ц одна за кавалера, вот десятилетняя девочнка с седообразным шведом: вот странная личность в бархатных туфлях и парусиновой паре лягается, обняв курсистку-медичку.

Ровно в час ночи оркестр замолкает мгновенно. Напрасно танцоры, болтая в воздухе ногами, поднянтыми для лпа де зефир╗, умоляют поиграть еще хоть пять минут. Музыканты мрачно свертывают ноты и сползают с хоров. Они молча проходят мимо публинки, и многие вслух удивляются, как это три человека в состоянии были производить такой страшный шум.

***

На другое утро томный аптекарский ученик, загандочно улыбаясь, толчет в ступке мел с мятой.

Открывается дверь. Она. Дама, страдающая ревматизмом в руке.

Ч Bitte... Marienbad... Ц лепечет она,. но глаза ее говорят: лТы помнишь?╗

Ч Искусственный или натуральный? Ц  тихо спраншивает он, а глаза отвечают: лЯ помню! Я помню!╗

Ч Гигроскопической ваты на десять пенни, Ц вздынхает она (лТы видишь, как трудно уйти отсюда╗).

Он достает вату, завертывает ее и потихоньку дуншит оппопонаксом.

В петличке у него увядшая вчерашняя гвоздика. Сегодня уже не привезли новых цветов.

Осень. (15 баллов).

 

II

Дайте интерпретацию стихотворения Л. Н. Мартынова лВода╗, используя следующие вопросы, или предложив свой путь анализа.

1.      Какие мысли и чувства вызывает это стихотворение?

2.      Какие философские проблемы поднимает в нем автор?

3.      Каков эмоциональный пафос текста? Как он создается?

4.      Какие образы и интонации показались вам самыми неожиданными и почему?

5.      Какие особенности формы текста помогают понять его содержание?

Вода

Благоволила

Литься!

Она

Блистала

Столь чиста,

Что ни напиться,

Ни умыться.

И это было неспроста.

Ей

Не хватало

Ивы, тала

И горечи цветущих лоз.

Ей

Водорослей не хватало

И рыбы, жирной от стрекоз.

Ей

Не хватало быть волнистой,

Ей не хватало течь везде.

Ей жизни не хватало Ц

Чистой,

Дистиллированной

Воде!

(15 баллов).

 

III

1. Кто из перечисленных русских писателей и поэтов эмигрировал из России в годы гражданской войны? Кто из них впоследствии вернулся на Родину?

А. А. Ахматова, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, В. В. Маяковский, М. А. Цветаева, И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. Н. Толстой, З. Н. Гиппиус, Н. С. Гумилев. (По 0,5 балла за каждый правильный ответ на первый вопрос, по 0,5 балла за каждый правильный ответ на второй вопрос).

 

2. Перечислите изобразительно-выразительные средства языка, использованные в стихотворении И. А. Бунина лОбрыв Яйлы. Как руки фурийЕ╗, выписав для этого необходимые примеры.

Обрыв Яйлы. Как руки фурий,
Торчит над бездною из скал
Колючий, искривленный бурей
Сухой и звонкий астрагал.

И на заре седой орленок
Шипит в гнезде, как василиск,
Завидев за морем спросонок
В тумане сизом красный диск.

(5 баллов).

 

3. Дайте историко-культурный комментарий к строкам из стихотворения О. Э. Мандельштама лАйя-София╗:

Айя-София, Ц здесь остановиться

Судил господь народам и царям!

Ведь купол твой, по слову очевидца,

Как на цепи, подвешен к небесам.

И всем векам пример Юстиниана,

Когда похитить для чужих богов

Позволила эфесская Диана

Сто семь зеленых мраморных столбовЕ

(5 баллов).

 

4. Напишите сочинение-миниатюру на тему лВремена не выбирают╗. (6 баллов).

 

Посмотреть задания 9 класса          Посмотреть задания 10 класса 

 
 
 
 
 
 

 

     
 

Скачать задания

 

Наверх

 

Hosted by uCoz