Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 

(территориальный ресурсный центр)

 Тверская область, г. Нелидово, ул. Карбышева 14А

((848266) 3-14-42

 

e-mail: nel_shkola_4@mail.ru

 

   

 

 

Русский язык

Литература

Иностранные языки

Математика

Информатика

Физика

Химия

История

Биология

Экология

География

Психология

Экономика

Право

ОБЖ

Физическая культура

 

Районная олимпиада по литературе 2005-2006 учебный год

9 класс

 

I

Проанализируйте рассказ И. Гофф лБольшой вальс╗, пользуясь следующими вопросами и заданиями, или придумайте свою логику анализа текста.

О чем этот рассказ и почему он так называется?

Каков образ эпохи в рассказе?

Почему в письме содержится просьба не смотреть фильм еще раз?

Какой смысл имеет в рассказе образ деда?

О чем вы задумались после чтения рассказа?

 

Большой вальс

Так назывался фильм, появившийся на экранах незадолго до войны. Фильм из жизни композитора Иоганна Штрауса. Близкие называли его Шани.

Трогательная Польди, дочь булочника, на которой женился композитор, когда слава еще не пришла к нему, и блистательная красавица, певица Карла Доннер, их большая трагическая любовь.

В те годы кинопрокат не жаловал нас такими фильмами. Фильм имел небывалый успех. На лБольшой вальс╗ ходили по пять, десять, пятнадцать раз. Мой дед, старый одессит, провизор, человек в жизни суховатый и замкнутый, смотрел лБольшой вальс╗ двадцать два раза. Дома, посмеиваясь, говорили, что он влюблен в Карлу Доннер. Деду было в ту пору шестьдесят лет. Может быть, он и вправду был влюблен и эта последняя влюбленность согревала его, как греет весеннее солнце.

Карла Доннер Ц эту роль играла актриса Милица Корьюс Ц была ослепительна. Мы, девчонки, только мечтать могли о том, чтобы походить на нее. Хотя бы манерой держаться! Сколько благородства, гордости!

Вот неумелый молодой композитор запутался в струящихся по паркету кружевах ее платья.

лУже?╗ Ц спросила она. Сколько спокойной иронии в этом вопросе. И: лЯ помогу вам. Я делаю это просто╗. Она рванула кружева, не жалея платья. Вот так же решительно порвет она потом с Шани, поможет ему сделать выбор между собой и Польди, откажется от любви.

И Иоганн Штраус будет всю жизнь вспоминать ее, посвящать ей свои вальсы, ибо тоска о несбывшемся порождает искусство.

Глубоким стариком, в день своего юбилея, выйдя на балкон, к народу, пришедшему поздравить любимого композитора, он увидит затуманенным от слез взором, как Ц нет, не в толпе Ц над толпой всплыло ее молодое прекрасное лицоЕ

Я видела лБольшой вальс╗ три раза.

Впервые это было на юге, под открытым небом, под звездами Кавказа. Черная зелень деревьев, шелестящих во мраке за оградой летнего кинотеатра, соловьиный голос женщины на экране, предчувствие любви, легкое счастливое замирание сердца. Мне было двенадцать лет. Я была моложе всех в этом зале, меня пропустили потому, что я была дочь сотрудницы санатория.

Публика расходилась. Люди вздыхали, вытирали слезы. Женщины в ярких крепдешиновых платьях и мужчины в пиджаках довоенного покроя Ц наши отдыхающие.

У меня были черные косички, в каждой красная ленточка. Худенькие колючие локти. Мне очень хотелось быть такой, какой была Карла Доннер. Я поняла, что есть две гордости в любви. Гордость уступить и гордость отказаться. Нет, гордость Польди не подходила мне.

А может быть, все это я поняла уже потом. В тот вечер, когда все уснули, я снова оделась, с низкого подоконника спрыгнула в сад. Была лунная ночь, очень светлая для юга. Пряно и сладко пахли южные цветы. В главном корпусе санатория все окна погасли, а двери, выходившие на длинный круговой балкон, были распахнуты, Ц ночь была теплая, но душная.

Я думала о том, что кто-нибудь полюбит меня когда-нибудь. И наша любовь будет так же прекрасно-несчастлива, как любовь Шани и Карлы Доннер. И сердце мое сжималось так, как будто я только что рассталась с тем, кого полюбила на всю жизнь.

Второй раз я видела лБольшой вальс╗ в дни войны, в сибирском городе, в старом нетопленном кинотеатре. Зрители грызли кедровые орехи и отпускали шуточки по ходу фильма. Это был дневной сеанс, и много было подростков, детей, повзрослевших до срока и умудренных не по годам. Когда на экране целовались, в зале свистели. И вдруг что-то случилось с залом. Стихли смешки, перестали потрескивать ореховые скорлупки. Веселье ушло, покинуло зал вместе с пароходом, уносившим вверх по Дунаю радость Иоганна Штрауса.

Мы сидели в последнем ряду. Нам было по четырнадцать лет. Мы ни разу еще не поцеловались. Мы только держались за руки. Как это было страшно в первый раз! Я помню его руку рядом с моей. И взгляд, устремленный на экран. И медленное сближение наших рук. И когда его рука уже касается моей, я убираю свою Ц поправляю зачем-то прядку волос, выбившуюся из-под берета, и опять опускаю руку на колено. Теперь он больше не ждет. Он берет мою руку, и мы сидим, боясь шелохнуться, не отводя глаз от экрана.

Какая любовь нам предстоит? Может быть, такая же, как у Шани и Карлы? Грохочет война, немцы уже на Волге, госпитали полны.

Наши отцы на фронте, наши родные города в плену. Может быть, завтра нас разбросает в разные стороны и мы никогда больше не встретимся. Или встретимся слишком поздно. У каждого будет своя жизнь, своя дорога. Но навсегда общей у нас останется та военная зима, и нетопленный кинотеатр, и последний ряд, и бледный струящийся луч из окошка кинобудки. И наши соединенные руки, И соловьиный голос женщины на экране.

Недавно я получила от него письмо: лВ нашем городе опять, спустя столько лет, показывали лБольшой вальс╗. Я, конечно, пошел. И еще раз убедился, Ц прошлое не повторяется. И напрасно мы будем стараться пережить все заново. Об одном прошу тебя: если в вашем городе будут показывать лБольшой вальс╗, не ходиЕ╗

Письмо опоздало. Я успела посмотреть лБольшой вальс╗ в третий раз. Старый фильм, подновленный и впервые дублированный, Ц до войны он сопровождался надписями. Обычный средний фильм из серии фильмов о жизни великих артистов.

Я сидела в темном зале. В последнем ряду. Одна. Кинотеатр был новый, широкоэкранный. Кондиционированный воздух овевал лицо свежестью.

Когда фильм кончился, медленно продвигаясь в толпе к выходу, я вглядывалась в лица. Было много пожилых людей. Возможно, здесь был и кто-то из тех, кто впервые смотрел его вместе со мной в теплую южную ночь, под звездами, в то последнее довоенное лето.

Потом я вспомнила деда. Он давно умер и не сможет посмотреть лБольшой вальс╗ в двадцать третий раз.

 

1962

(15 баллов).

 

II

Дайте интерпретацию стихотворения П.А. Вяземского лДорожная дума╗, используя следующие вопросы и задания, или предложив свой путь анализа.

Охарактеризуйте облик лирического ля╗ в этом стихотворении.

Меняется ли он по ходу текста?

Какими способами создается настроение стихотворения?

Как художественная структура текста помогает понять его содержание?

Каков литературные ассоциации вызывает этот текст?

 

Колокольчик однозвучный,
Крик протяжный ямщика,
Зимней степи сумрак скучный,
Саван неба, облака!

И простертый саван снежный
На холодный труп земли!
Вы в какой-то мир безбрежный
Ум и сердце занесли.

И в бесчувственности праздной
Между бдения и сна,
В глубь тоски однообразной
Мысль моя погружена.

Мне не скучно, мне не грустно, Ц
Будто роздых бытия!
Но не выразить изустно,
Чем так смутно полон я.

(15 баллов).

 

III

1. С кем из перечисленных русских писателей и поэтов встречался в жизни А. С. Пушкин? Что вы знаете об этих встречах?

М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, А. А. Дельвиг, В. А. Жуковский, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, Ф. И. Тютчев, Ф. Н. Глинка. (По 0,5 балла за каждый правильный ответ, по 0,5 балла за каждый комментарий).

 

2. Перечислите изобразительно-выразительные средства языка, использованные в стихотворении Д. В. Давыдова лОтвет╗, выписав для этого необходимые примеры.

Я не поэт, я Ц партизан, казак,
Я иногда бывал на Пинде, но наскоком,
И беззаботно, кое-как,
Раскидывал перед Кастальским током
Мой независимый бивак.
Нет, не наезднику пристало
Петь, в креслах развалясь, лень, негу и покойЕ
Пусть грянет Русь военною грозой Ц
Я этой песни запевало!

(5 баллов).

 

3. Дайте историко-культурный комментарий к строчкам из стихотворения Д. Кедрина лГрибоедов╗:

Бросив английский клоб, обрядился в халат Чаадаев,

В сумасшедший колпак, и в моленной сидит в бороде...

Дождик выровнял холмики на островке Голодае:

Спят в земле декабристы, а их отпевает Фаддей.

(5 баллов)

 

4.  Напишите сочинение-миниатюру  на тему лВремя течетЕ╗. (6 баллов).

 

Посмотреть задания 10 класса         Посмотреть задания 11 класса 

 
 
 
 
 

Правила проведения

Подготовка к олимпиадам

Школьные олимпиады

Районные олимпиады

Областные олимпиады

Всероссийские олимпиады

 

Олимпиады в сети

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
         
 

Скачать задания

 

Наверх

 

Hosted by uCoz