![]() |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 (территориальный ресурсный центр)
((848266) 3-14-42 |
||
e-mail:
nel_shkola_4@mail.ru |
|
|
![]() |
||||
Районная олимпиада по русскому языку 2003-2004 учебный год 10 класс
Посмотреть задания 9 класса Посмотреть задания 11 класса
1. Известно, что в рукописях и прижизненных изданиях Ф.И. Тютчев пользовался 36 буквами тогдашнего русского алфавита. В современных его изданиях стихотворения воспроизводятся с помощью 33 букв ныне принятого алфавита. Назовите буквы, которые были упразднены при реформе русской орфографии в 1918 году. Какую из этих букв называли буквой – пугалом? Почему?
2. Как с помощью русского алфавита можно по-другому написать слово РАСЧЕСКА, не искажая при этом его звучания. Сколько вариантов написания этого слова можно предложить?
3. Всегда ли корень слова сохраняет свой «графический портрет»? Как Вы прокомментируете этот вопрос?
4. Укажите графические приметы, которые свидетельствуют о неславянском происхождении данных слов: фронт, ангел, экзамен, тротуар, суббота, брошюра, митинг, коттедж, олимпиада, штаб.
5. Найдите и выпишите из данных предложений слова с корнем –УК- и его графическими (фоническими) вариантами. Науки юношей питают, отраду старым подают (Ломоносов). Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой (Грибоедов). Привычка – вторая натура (Цицерон). Не учась, и лаптя не сплетешь (Пословица). Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей (Дементьев). Сосед наш неуч, сумасбродит (Пушкин). Прочные языковые навыки формируются в процессе тренировок (Львов).
6. Можно ли проверить грамотность школьников, если преложить им словарный диктант из следующих слов, не включая их ни в словосочетания, ни в предложения? Компания, изморозь, старожил, балл, грипп, озимь, поласкать, костный, груздь, обижать, слизать, Грозный, Десна, Орёл.
7. Какими привычными, понятными русскими словами можно заменить следующие иностранные, часто встречающиеся в речи наших современников: Консенсус, имидж, секьюрите, киллер, коррупция, бартер, спонсор, стагнация, секвестировать.
8. Что обозначают данные иностранные выражения, которые могут употребляться без перевода: Nota bene Gerra incodnita Verba volant, Scripta manent Vox populi – vox dei
9. Когда и почему мы так говорим? Расскажите об одном (по Вашему выбору) из данных фразеологизмов подробно; объясните значение, происхождение, употребите в речи. Суд Соломона, Ганнибалова клятва, Потёмкинские деревни, Зарубить на носу, Ни кола ни двора, Очертя голову.
10. Прочитайте стихотворение. Кто его автор? Как оно называется? Какие изобразительно-выразительные средства использовал поэт при создании этого произведения. Какие мысли и чувства вызвало у вас это стихотворение?
ФОНТАН Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высотой заветной – И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден.
О смертной мысли водомёт, О водомёт неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятёт? Как жадно к небу рвешься ты! Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергнет в брызгах с высоты. <1836>
11. Расскажите об одном из выдающихся отечественных лингвистах из данного списка: А.А. Шахматов, Д.Н. Ушаков, С.И. Ожегов, В.В.Виноградов, Н.М. Шанский Примерный план: Краткая биография ученого. Какие разделы курса русского языка были предметом его научных интересов? Назовите труды учёного.
|
|||||
|
|||||
|
|||||