![]() |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 (территориальный ресурсный центр)
((848266) 3-14-42 |
||
e-mail:
nel_shkola_4@mail.ru |
|
|
![]() |
||||
Районная олимпиада по русскому языку 2003-2004 учебный год 9 класс
Посмотреть задания 10 класса Посмотреть задания 11 класса
1. По словам А.С. Пушкина, у него был постоянный доход с 36 букв русской азбуки. Назовите буквы, которые встречаются в прижизненных изданиях поэта и которых нет в книгах современных писателей.
2. Как с помощью букв русского алфавита можно по-другому написать слово ЕЩЁ, сохраняя при этом его звучание. Сколько вариантов написания можно предложить?
3. Приведите слова, в которых беглые гласные О и Е встречаются в приставках, корнях, суффиксах.
4. Укажите графические приметы неславянского происхождения данных слов: аршин, эпоха, боа, вуаль, фольклор, поэт, дуэль, бюро, джаз, массаж.
5. Выпишите только те пары слов, в которых представлены неоднокоренные слова. Докажите это. Левый – львиный, затрубить – отрубить, безоблачный – разоблачённый, бесконечный – окончательный, парный – паровой, виновный – извиниться.
6. Найдите и выпишите из данных предложений слова с корнем БИ- и его графическими /фонетическими/ вариантами. Журналист Василий Песков рассказал в одном из очерков про предмет из старого быта под названием БИЛО, который использовался в русских деревнях для сбора людей. Бьётся в тесной печурке огонь /Сурков/. Лютейший бич небес, природы ужас, мор свирепствует в лесах /Крылов/. Как пахарь битва отдыхает /Пушкин/. И вечный бой! Покой нам только снится /Блок/. Навек он /Дантес/ высшею рукою в цареубийцы заклеймён /Тютчев/. Волков бояться – в лес не ходить /Пословица/. Про то одни бояре ведают – не нам чета /Пушкин/. По военной дороге шёл в борьбе и тревоге боевой восемнадцатый год /Песня/.
7. Найдите фразеологические обороты, содержащие старославянизмы. Выпишите их, объяснив значения, а к старославянизмам подберите синонимичные русские слова. Ломать голову, беречь как зеницу ока, попасть впросак, бить челом, тянуть канитель, идти по стопам, почивать на лаврах, точить лясы.
8. Когда и почему мы так говорим Расскажите об одном (по Вашему выбору) из данных фразеологизмов подробно; объясните значение, происхождение, употребите в речи. Козёл отпущения. Дамоклов меч. Держать порох сухим. Шапка Мономаха.
9. Почему в словах ДОСУХА и ДОСРОЧНО на конце пишутся разные буквы хотя оба имеют приставку ДО-?
10. Прочитайте стихотворение. Кто его автор? Как оно называется? Какие изобразительно-выразительные средства использовал поэт при создании этого произведения. Какие мысли и чувства вызвало у вас это стихотворение?
ОСЕННИЙ ВЕЧЕР Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть!.. Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землёю И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье – и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовём Божественной стыдливостью страданья!
Осень 1830
|
|||||
|
|||||
|
|||||