Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 

(территориальный ресурсный центр)

 Тверская область, г. Нелидово, ул. Карбышева 14А

((848266) 3-14-42

 

e-mail: nel_shkola_4@mail.ru

 

   

 

 

Русский язык

Литература

Иностранные языки

Математика

Информатика

Физика

Химия

История

Биология

Экология

География

Психология

Экономика

Право

ОБЖ

Физическая культура

 

Районная олимпиада по русскому языку 2003-2004 учебный год

9 класс

 

Посмотреть задания 10 класса         Посмотреть задания 11 класса 

 

1. По словам А.С. Пушкина, у него был постоянный доход с 36 букв русской азбуки. Назовите буквы, которые встречаются в прижизненных изданиях поэта и которых нет в книгах современных писателей.

 

2. Как с помощью букв русского алфавита можно по-другому написать слово ЕЩЁ, сохраняя при этом его звучание. Сколько вариантов написания можно предложить?

 

3. Приведите слова, в которых беглые гласные О и Е встречаются в приставках, корнях, суффиксах.

 

4. Укажите графические приметы неславянского происхождения данных слов: аршин, эпоха, боа, вуаль, фольклор, поэт, дуэль, бюро, джаз, массаж.

 

 

5. Выпишите только те пары слов, в которых представлены неоднокоренные слова. Докажите это.

Левый – львиный, затрубить – отрубить, безоблачный – разоблачённый, бесконечный – окончательный, парный – паровой, виновный – извиниться.

 

6. Найдите и выпишите из данных предложений слова с корнем БИ- и его графическими /фонетическими/ вариантами.

Журналист Василий Песков рассказал в одном из очерков про предмет из старого быта под названием БИЛО, который использовался в русских деревнях для сбора людей.

Бьётся в тесной печурке огонь /Сурков/.

Лютейший бич небес, природы ужас, мор свирепствует в лесах /Крылов/. Как пахарь битва отдыхает /Пушкин/.

И вечный бой! Покой нам только снится /Блок/.

Навек он /Дантес/ высшею рукою в цареубийцы заклеймён /Тютчев/. Волков бояться – в лес не ходить /Пословица/.

Про то одни бояре ведают – не нам чета /Пушкин/.

По военной дороге шёл в борьбе и тревоге боевой восемнадцатый год /Песня/.

 

7.  Найдите фразеологические обороты, содержащие старославянизмы. Выпишите их, объяснив значения, а к старославянизмам подберите синонимичные русские слова.

Ломать голову, беречь как зеницу ока, попасть впросак, бить челом, тянуть канитель, идти по стопам, почивать на лаврах, точить лясы.

 

8. Когда и почему мы так говорим

Расскажите об одном (по Вашему выбору) из данных фразеологизмов подробно; объясните значение, происхождение, употребите в речи.

Козёл отпущения. Дамоклов меч. Держать порох сухим. Шапка Мономаха.

 

9. Почему в словах  ДОСУХА и ДОСРОЧНО на конце пишутся разные буквы хотя оба имеют приставку ДО-?

 

10. Прочитайте стихотворение. Кто его автор? Как оно называется? Какие изобразительно-выразительные средства использовал поэт при создании этого произведения.

Какие мысли и чувства вызвало у вас это стихотворение?

 

ОСЕННИЙ ВЕЧЕР

Есть  в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!..

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья!

 

Осень 1830

 

Посмотреть задания 10 класса         Посмотреть задания 11 класса 

 
 
 
 
 

Правила проведения

Подготовка к олимпиадам

Школьные олимпиады

Районные олимпиады

Областные олимпиады

Всероссийские олимпиады

 

Олимпиады в сети

 

 

     
 

Скачать задания

 

Наверх

 

Hosted by uCoz