Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 

(территориальный ресурсный центр)

 Тверская область, г. Нелидово, ул. Карбышева 14А

((848266) 3-14-42

 

e-mail: nel_shkola_4@mail.ru

 

   

 

 

Русский язык

Литература

Иностранные языки

Математика

Информатика

Физика

Химия

История

Биология

Экология

География

Психология

Экономика

Право

ОБЖ

Физическая культура

 

Районная олимпиада по русскому языку 2003-2004 учебный год

11 класс

 

Посмотреть задания 9 класса         Посмотреть задания 10 класса 

 

1. 10 октября 1918 года был опубликован «Декрет о введении новой орфографии» в соответствии с которым были упразднены три буквы:

Ђ /ять/, θ /фита/, İ /и- десятеричное/.

Вопрос. Какие вам известны фразеологические обороты и выражения, в которых упоминаются эти «кириллические» буквы.

 

2. Какую букву до 1918 года называли бездельником, лодырем, тунеядцем? Почему?

 

3. Как с помощью русского алфавита можно по-другому написать слово РАСЧЁТЛИВЫЙ, не искажая при этом его звучания.

Сколько вариантов написания этого слова можно предложить?

 

4. Приведите слова, соответствующие следующим словообразовательным моделям:

 

5. Разберите по составу следующие слова: звёздочка, бутылочка, тарелочка, ласточка.

 

6.  Найдите и выпишите из данных предложений слова с корнем -ТОЧ- и его графическими /фонетическими/ вариантами.  

Где писцу надо нос утереть – там запятая, а где табаку понюхать – там точка./Даль/

Притча во языцех. /Библия/

Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет. /Даль/

День и ночь – сутки прочь. /Пословица/

Точность – вежливость королей /Людовик XVIII/

Дело «Юкоса» привлекло внимание дотошных журналистов как в России, так и на западе. /из газет/

Кабы я была царица, то на весь бы мир одна наткала бы полотна. /Пушкин/ Вологда издавна славится своим маслом, своими кружевами, своими льняными тканями. /В. Белов/

 

7. К каким частям речи относятся следующие слова:

Знать, печь, мой, строй, стекло, осенью, макси, тепло.

 

8. Что обозначают данные иностранные выражения, которые могут употребляться без перевода:

 Alma mater. Ars longa, vita brevis.

Cogito, ergo sum. Errare humanum est.

Mens sana in corpore sano.

 

9. Когда и почему мы так говорим?

Расскажите (по Вашему выбору) об одном из данных фразеологизмов подробно; объясните значение, происхождение, употребите в речи.

 остальных фразеологизмов укажите только их значение.

Ариаднина нить, казанская сирота, иерихонская труба, как с гуся вода, уйти несолоно хлебавши, заварить кашу.

 

10. Прочитайте стихотворение. Кто его автор? Как оно называется? Какие изобразительно-выразительные средства использовал поэт при создании этого произведения.

Какие мысли и чувства вызвало у вас это стихотворение?

 

ЦИЦЕРОН

Оратор римский говорил

Средь бурь гражданских и тревоги:

«Я поздно встал – и на дороге

Застигнут ночью Рима был!»

Так!.. но, прощаясь с римской славой,

С Капитолийской высоты

Во всем величье видел ты

Закат звезды ее кровавый!..

 

Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был –

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил!

<1830>

 

11. Расскажите об одном из выдающихся отечественных лингвистов

 (по Вашему выбору):

А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, Н.М. Шанский, С.И. Ожегов.

Примерный план:

Краткая биография.

Какие разделы лингвистического курса были предметом исследования?

Основные труды ученого.

Посмотреть задания 9 класса         Посмотреть задания 10 класса 

 
 
 
 
 

Правила проведения

Подготовка к олимпиадам

Школьные олимпиады

Районные олимпиады

Областные олимпиады

Всероссийские олимпиады

 

Олимпиады в сети

 

 

     
 

Скачать задания

 

Наверх

 

Hosted by uCoz