![]() |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 (территориальный ресурсный центр)
((848266) 3-14-42 |
||
e-mail:
nel_shkola_4@mail.ru |
|
|
![]() |
||||
Районная олимпиада по русскому языку 2003-2004 учебный год 11 класс
Посмотреть задания 9 класса Посмотреть задания 10 класса
1. 10 октября 1918 года был опубликован «Декрет о введении новой орфографии» в соответствии с которым были упразднены три буквы: Ђ /ять/, θ /фита/, İ /и- десятеричное/. Вопрос. Какие вам известны фразеологические обороты и выражения, в которых упоминаются эти «кириллические» буквы.
2. Какую букву до 1918 года называли бездельником, лодырем, тунеядцем? Почему?
3. Как с помощью русского алфавита можно по-другому написать слово РАСЧЁТЛИВЫЙ, не искажая при этом его звучания. Сколько вариантов написания этого слова можно предложить?
4. Приведите слова, соответствующие следующим словообразовательным моделям:
5. Разберите по составу следующие слова: звёздочка, бутылочка, тарелочка, ласточка.
6. Найдите и выпишите из данных предложений слова с корнем -ТОЧ- и его графическими /фонетическими/ вариантами. Где писцу надо нос утереть – там запятая, а где табаку понюхать – там точка./Даль/ Притча во языцех. /Библия/ Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет. /Даль/ День и ночь – сутки прочь. /Пословица/ Точность – вежливость королей /Людовик XVIII/ Дело «Юкоса» привлекло внимание дотошных журналистов как в России, так и на западе. /из газет/ Кабы я была царица, то на весь бы мир одна наткала бы полотна. /Пушкин/ Вологда издавна славится своим маслом, своими кружевами, своими льняными тканями. /В. Белов/
7. К каким частям речи относятся следующие слова: Знать, печь, мой, строй, стекло, осенью, макси, тепло.
8. Что обозначают данные иностранные выражения, которые могут употребляться без перевода: Alma mater. Ars longa, vita brevis. Cogito, ergo sum. Errare humanum est. Mens sana in corpore sano.
9. Когда и почему мы так говорим? Расскажите (по Вашему выбору) об одном из данных фразеологизмов подробно; объясните значение, происхождение, употребите в речи. остальных фразеологизмов укажите только их значение. Ариаднина нить, казанская сирота, иерихонская труба, как с гуся вода, уйти несолоно хлебавши, заварить кашу.
10. Прочитайте стихотворение. Кто его автор? Как оно называется? Какие изобразительно-выразительные средства использовал поэт при создании этого произведения. Какие мысли и чувства вызвало у вас это стихотворение?
ЦИЦЕРОН Оратор римский говорил Средь бурь гражданских и тревоги: «Я поздно встал – и на дороге Застигнут ночью Рима был!» Так!.. но, прощаясь с римской славой, С Капитолийской высоты Во всем величье видел ты Закат звезды ее кровавый!..
Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие Как собеседника на пир. Он их высоких зрелищ зритель, Он в их совет допущен был – И заживо, как небожитель, Из чаши их бессмертье пил! <1830>
11. Расскажите об одном из выдающихся отечественных лингвистов (по Вашему выбору): А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, Н.М. Шанский, С.И. Ожегов. Примерный план: Краткая биография. Какие разделы лингвистического курса были предметом исследования? Основные труды ученого. |
|||||
|
|||||
|
|||||