§2. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
n5. Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
Перевод целых чисел.
Правило Чтобы перевести целое двоичное число в восьмеричную (8=23) систему счисления необходимо: · разбить данное число справа налево на группы по 3 цифры в каждой; · рассмотреть каждую группу и записать ее соответствующей цифрой восьмеричной системы счисления.
Решение: 11101010 3 5 2 Ответ: 111010102 = 3528
Решение: 111110000010110 7 6 0 2 6 Ответ: 111100000101102= 760268
Правило Чтобы перевести целое двоичное число в шестнадцатеричную (16=24) систему счисления необходимо: · разбить данное число справа налево на группы по 4 цифры в каждой; · рассмотреть каждую группу и записать ее соответствующей цифрой шестнадцатеричной системы счисления.
Пример3. Перевести число 111000102 в шестнадцатеричную систему счисления. Решение: 11100010 Е 2 Ответ: 111000102 = Е216
Пример4. Перевести число 111100000101102 в шестнадцатеричную систему счисления. Решение: 11110000010110 3 С 1 6 Ответ: 111100000101102= 3С1616
Перевод дробных чисел.
Правило Чтобы перевести дробное двоичное число в восьмеричную (шестнадцатеричную) систему счисления необходимо: · разбить данное число, начиная от запятой влево целую часть и вправо дробную часть на группы по 3 (4) цифры в каждой; · рассмотреть каждую группу и записать ее соответствующей цифрой восьмеричной (шестнадцатеричной)системы счисления.
Решение: 0,10110000111 В 0 7 Ответ: 0,101100001112 = В0716
Пример6. Перевести число 111100001,01112 в восьмеричную систему счисления. Решение: 111100001,0111 7 4 1 3 1 Ответ: 111100001,01112= 741,318
Пример7. Перевести число 11101001000,110100102 в шестнадцатеричную систему счисления. Решение: 11101001000,11010010 7 4 8 D 2
Ответ: 11101001000,110100102 = 748,D216
Задания для самостоятельной работы: Перевести числа в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления: а) 11010001010112 б) 100000011,0001011102 в) 10010111011101,111010112 г) 111110000000111111111,0000011111000001111101012
|
Ведущий проекта: Погодин Сергей Валериевич, учитель информатики средней школы №4 г. Нелидово Тверской области |
||
|
|