e-mail: nel_shkola_4@mail.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 

(территориальный ресурсный центр)

 Тверская область, г. Нелидово, ул. Карбышева 14А

((848266) 3-14-42

 

Научно-практическая конференция "Шаг в науку - 2007"

 к материалам конференции

фоторепортаж с конференции

 

Герасимова Татьяна, Соболева Олеся,

 Гылка Евгения(11кл.), Павлова Алина(10кл.)

 

НЛП: репрезентативные системы и общение людей

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование.

2.3.Результаты исследования и их обсуждение.

Результаты исследования особенностей развития репрезентативных систем школьников младшего, среднего и старшего звена.

В приведенной ниже таблице представлено соотношение детей (в процентах от общего числа обследованных школьников) с преобладающим развитием одной или двух репрезентативных систем во 2-ом,5-ом ,8-ом, 10-м классах.

 

Табл. 2. Развитие репрезентативных систем.

Классы

В %

А %

К %

В-А %

В-К %

А-К %

10кл

19

4

4

7

46

9

8 кл

11

6

27

19

26

11

5 кл

12

17

30

12

16

13

2 кл

10

20

40

8

10

12

     В обобщенном варианте полученные данные можно представить в виде диаграмм. Они показывают тенденции развития репрезентативных систем у детей за время обучения в школе и позволяют выделить на каждой ступени обучения ведущую.

 

 Рис. 2.

 

 

Рис.3.

 

Рис.4

 

 

Рис.5.

 

Из таблицы 2 и рисунков 3,4,5 видно, что второклассники, в основном - кинестетики (40%), а наименее развитой в этом возрасте является визуальная система -10%. Также мало среди этих детей и тех, у кого хорошо развиты две репрезентативные системы.

 Большинство учащихся 5-ых классов также имеют одну хорошо развитую репрезентативную систему. В то же время пятиклассники, очевидно, перестраивают свою ориентацию в использовании репрезентативных систем. Примерно 1/3 пятиклассников все ещё остается кинестетиками, но увеличивается общее число школьников, у которых ведущая репрезентативная система - аудиальная: у 17% она преобладает и у 25% - конкурирует с кинестетической и визуальной (по 12-13%). Визуальная репрезентативная система, по развитию, в 5-х классах оказывается на последнем месте - 12,5%, хотя число детей, использующих ее в качестве ведущей также увеличивается.  Таким образом, в средней школе прослеживается переход от кинестетической ведущей репрезентативной системы к аудиальной и частично визуальной.

    Результаты исследования в 8-ых классах демонстрируют, что среди учеников уже реже встречаются те, у кого хорошо развита только одна модальность, то есть возрастает процент детей, у которых приблизительно одинаково развиты две модальности. Интересен тот факт, что среди этих учеников достаточно много детей с кинестетической ведущей репрезентативной системой. К 8-му классу еще большее развитие получает визуальная модальность: среди конкурирующих систем она представлена у 45% учащихся. Число учеников с аудиальной ведущей репрезентативной системой снижается к этому периоду с 17% до 6%.

У 65% старшеклассников, конкурирует как ведущая - визуальная репрезентативная система, при этом имеется высокий процент визуалов-кинестетиков - 46%. Таким образом, хорошо видно, что визуальная система восприятия прогрессирует. Данные исследования показали, что опора в получении информации только на какую-либо одну из репрезентативных систем в этом возрасте становится не характерной. Примечательным является факт, что в 10 классах не встречено учащихся с резким преобладанием одной из репрезентативных систем.

Результаты исследования особенностей поведения людей с разными репрезентативными системами.

     На основе проведенного исследования нами были выделены группы учащихся (наиболее яркие представители репрезентативных систем) и наблюдались особенности их поведения и общения на переменах, уроках, в свободное время. На основе наблюдений и результатов тестирования были составлены психологические портреты представителей Визуальной, Аудиальной, Кинестетической репрезентативных систем.

Табл. 2. Словарь общения.

Визуал

Аудиал

Кинестетик

Смотреть, видеть, наблюдать, ясный, яркий, высвечивать, показывать, на первый взгляд, как видите и др.

Послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, беззвучный, рассказывать, звонить и др.

Схватывать, мягкий, теплый, шелковистый, прикосновение, хороший нюх, ароматный, гибкий и др.

 

 

Направление взгляда.        

 

Рис. 5       

 Визуал

 

 

 

 

 

Аудиал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Кинестетик    

 

Особенности внимания.

Табл.3

Визуал

Аудиал

Кинестетик

Шум практически не мешает

 

 

Легко отвлекается на звуки

Трудно концентрировать свое внимание, его легко отвлечь чем угодно

Различия в поведении.

Табл.4

Ситуация

Визуал

Аудиал

Кинестетик

 

Домашнее задание, которое записано на доске

 

 

 

 

Послушно откроет дневник и перепишет с доски то, что задано на дом.

 

Переспросит у соседа и запишет со слуха или не будет вообще ничего писать, а дома позвонит по телефону и узнает у одноклассников, что задано.

Долго роется в портфеле, находит нужные учебники, в них - заданные страницы и прямо в учебниках отмечает, что задано.

 

 

Поведение на перемене

Чаще всего остается в классе (если там не очень шумно), либо выходит в коридор и рассматривает информацию на стенах, наблюдает за другими

Использует перемену, чтоб наговориться и пошуметь.

 

Перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

Жесты. Поза. Ключи доступа.

Табл. 5

 

Визуал

Аудиал

Кинестетик

Жесты

Дотрагивается до глаз или указывает на них

 

Указывает на уши, жестикулирует в этой области, дотрагивается до губ или челюсти

Дотрагивается до грудной клетки и области желудка, жестикулирует на уровне шеи

Поза

Наклон назад, голова поднята вверх, плечи подняты или ссутулены

 

Тело наклонено вперёд, голова поднята вверх, плечи отведены назад, руки сложены

 

Голова и плечи опущены

 

Ключи доступа

Прищуривание глаз, высокий тон голоса, ускоренный темп речи

 

Часто нахмуренные брови, меняющиеся тон голоса и  темп речи.

 

Низкий голос с придыханием, медленный темп речи.

 

Хорошей, на наш взгляд, демонстрацией типов людей по каналам может служить восхитительные мультфильмы серии "Винни-Пух".

 Винни-Пух, естественно, Кинестетик - плотный, двигающийся, озабоченный, что бы поесть. Жестикулирует в нижней части туловища, эмоциональный, дома беспорядок, голос низкий, постоянно почесывается...

 

Кролик, скорее, Визуал (очками это особенно подчеркивается) - тощий, ходит и сидит прямо, жестикуляция выше головы, дома все красиво расставлено. Голос, кстати, достаточно высокий.

Сова более походит на Аудиала - особенно это заметно по большому желанию поговорить по любому поводу и проверке орфографии на слух (ситуация, когда она надписывала горшок). Жестикуляция на среднем уровне, пытается передать максимум информации голосом.

На роль Дигитала явно претендует Ослик Иа - завязший в рассуждениях, понурый, говорящий очень обще и на отвлеченные темы с самим собой:

- Ну вот, я так и думал. С этой стороны ничуть не лучше. А все почему и по какой причине? И какой из этого следует вывод?

К какому типу принадлежит Пятачок, определить не удалось - и мы постановили считать его полимодальщиком, то есть хорошо ориентирующемся во всех каналах сразу.

 

 

<<< предыдущая    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 8 | 9 | 10 | 11     следующая >>>

 

 

«НЛП: репрезентативные системы и общение людей»  Павлова Алина, Гылка Евгения, Соболева Олеся,  г. Нелидово МОУ сш №4

«США» Сурменёва Лия, 11 кл, г. Западная Двина, МОУ сш. №2

«Обычаи и традиции Тверской области» Говор Мария, 11 кл. г. Нелидово, МОУ сш. №4

«Лексическая стилистика русского языка» Жмурова Елена, 10 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2

«История конвоя PQ-17» Паюсов Антон, 11 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2

«С.А. Рачинский: ученый, педагог, мыслитель»  Богданова Ольга, 11 кл., г. Нелидово, МОУ сш. №4

«Доброе слово и кошке приятно» Ермолова Светлана, 10 кл, г. Западная Двина, МОУ сш. №2

«Пространство любви» Тяменкова Яна, 10 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2

«Как стал работать гибрид между бытием и небытием»  Котельникова Александра 10 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2

«Решение задач на построение сечений многоугольника» Нечаева Юлия, 11кл., г. Нелидово, МОУ сш. №4

«Разносторонние дарования великого человека»  Андреева Анастасия, 10 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2

“Ген жизни и  смерти» Иванова Ирина, 10 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2

«Сравнительный анализ возрастной и половой структуры лосей, погибших по разным причинам» Баранова Екатерина, 11кл, г. Нелидово, МОУ сш. №4

«Сакура цветет» Побединская Татьяна, 8 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2

«Лебедь белая плывет»  Филиппова Кристина, 9 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2

 

 

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz

Hosted by uCoz