|
Герасимова Татьяна, Соболева Олеся, Гылка Евгения(11кл.), Павлова Алина(10кл.)
НЛП: репрезентативные системы и общение людей
Глава 2. Экспериментальное исследование.
Результаты исследования особенностей развития репрезентативных систем школьников младшего, среднего и старшего звена. В приведенной ниже таблице представлено соотношение детей (в процентах от общего числа обследованных школьников) с преобладающим развитием одной или двух репрезентативных систем во 2-ом,5-ом ,8-ом, 10-м классах.
Табл. 2. Развитие репрезентативных систем.
В обобщенном варианте полученные данные можно представить в виде диаграмм. Они показывают тенденции развития репрезентативных систем у детей за время обучения в школе и позволяют выделить на каждой ступени обучения ведущую.
Рис. 2.
Рис.3.
Рис.4
Рис.5.
Из таблицы 2 и рисунков 3,4,5 видно, что второклассники, в основном - кинестетики (40%), а наименее развитой в этом возрасте является визуальная система -10%. Также мало среди этих детей и тех, у кого хорошо развиты две репрезентативные системы. Большинство учащихся 5-ых классов также имеют одну хорошо развитую репрезентативную систему. В то же время пятиклассники, очевидно, перестраивают свою ориентацию в использовании репрезентативных систем. Примерно 1/3 пятиклассников все ещё остается кинестетиками, но увеличивается общее число школьников, у которых ведущая репрезентативная система - аудиальная: у 17% она преобладает и у 25% - конкурирует с кинестетической и визуальной (по 12-13%). Визуальная репрезентативная система, по развитию, в 5-х классах оказывается на последнем месте - 12,5%, хотя число детей, использующих ее в качестве ведущей также увеличивается. Таким образом, в средней школе прослеживается переход от кинестетической ведущей репрезентативной системы к аудиальной и частично визуальной. Результаты исследования в 8-ых классах демонстрируют, что среди учеников уже реже встречаются те, у кого хорошо развита только одна модальность, то есть возрастает процент детей, у которых приблизительно одинаково развиты две модальности. Интересен тот факт, что среди этих учеников достаточно много детей с кинестетической ведущей репрезентативной системой. К 8-му классу еще большее развитие получает визуальная модальность: среди конкурирующих систем она представлена у 45% учащихся. Число учеников с аудиальной ведущей репрезентативной системой снижается к этому периоду с 17% до 6%. У 65% старшеклассников, конкурирует как ведущая - визуальная репрезентативная система, при этом имеется высокий процент визуалов-кинестетиков - 46%. Таким образом, хорошо видно, что визуальная система восприятия прогрессирует. Данные исследования показали, что опора в получении информации только на какую-либо одну из репрезентативных систем в этом возрасте становится не характерной. Примечательным является факт, что в 10 классах не встречено учащихся с резким преобладанием одной из репрезентативных систем. Результаты исследования особенностей поведения людей с разными репрезентативными системами. На основе проведенного исследования нами были выделены группы учащихся (наиболее яркие представители репрезентативных систем) и наблюдались особенности их поведения и общения на переменах, уроках, в свободное время. На основе наблюдений и результатов тестирования были составлены психологические портреты представителей Визуальной, Аудиальной, Кинестетической репрезентативных систем. Табл. 2. Словарь общения.
Направление взгляда.
Рис. 5 Визуал
Аудиал
Кинестетик
Особенности внимания. Табл.3
Различия в поведении. Табл.4
Жесты. Поза. Ключи доступа. Табл. 5
Хорошей, на наш взгляд, демонстрацией типов людей по каналам может служить восхитительные мультфильмы серии "Винни-Пух". Винни-Пух, естественно, Кинестетик - плотный, двигающийся, озабоченный, что бы поесть. Жестикулирует в нижней части туловища, эмоциональный, дома беспорядок, голос низкий, постоянно почесывается...
Кролик, скорее, Визуал (очками это особенно подчеркивается) - тощий, ходит и сидит прямо, жестикуляция выше головы, дома все красиво расставлено. Голос, кстати, достаточно высокий. Сова более походит на Аудиала - особенно это заметно по большому желанию поговорить по любому поводу и проверке орфографии на слух (ситуация, когда она надписывала горшок). Жестикуляция на среднем уровне, пытается передать максимум информации голосом. На роль Дигитала явно претендует Ослик Иа - завязший в рассуждениях, понурый, говорящий очень обще и на отвлеченные темы с самим собой: - Ну вот, я так и думал. С этой стороны ничуть не лучше. А все почему и по какой причине? И какой из этого следует вывод? К какому типу принадлежит Пятачок, определить не удалось - и мы постановили считать его полимодальщиком, то есть хорошо ориентирующемся во всех каналах сразу.
<<< предыдущая 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 следующая >>> |
«НЛП: репрезентативные системы и общение людей» Павлова Алина, Гылка Евгения, Соболева Олеся, г. Нелидово МОУ сш №4 «США» Сурменёва Лия, 11 кл, г. Западная Двина, МОУ сш. №2 «Обычаи и традиции Тверской области» Говор Мария, 11 кл. г. Нелидово, МОУ сш. №4 «Лексическая стилистика русского языка» Жмурова Елена, 10 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2 «История конвоя PQ-17» Паюсов Антон, 11 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2 «С.А. Рачинский: ученый, педагог, мыслитель» Богданова Ольга, 11 кл., г. Нелидово, МОУ сш. №4 «Доброе слово и кошке приятно» Ермолова Светлана, 10 кл, г. Западная Двина, МОУ сш. №2 «Пространство любви» Тяменкова Яна, 10 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2 «Решение задач на построение сечений многоугольника» Нечаева Юлия, 11кл., г. Нелидово, МОУ сш. №4 “Ген жизни и смерти» Иванова Ирина, 10 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2 «Сакура цветет» Побединская Татьяна, 8 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2 «Лебедь белая плывет» Филиппова Кристина, 9 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||