|
Герасимова Татьяна, Соболева Олеся, Гылка Евгения(11кл.), Павлова Алина(10кл.)
НЛП: репрезентативные системы и общение людей
Глава 2. Экспериментальное исследование. 2.1.Изучение репрезентативных систем учащихся школы.
Цель: изучить особенности развития репрезентативных систем школьников младшего, среднего и старшего звена, выделяя ведущую систему в каждом периоде/
В определении тестовых методик мы основывались на понимании нейро-лингвистическим программированием основных процессов восприятия информации: любой стимул из внешнего мира улавливается анализаторами, переводится во внутренний (интериоризируется), перерабатывается, хранится и в нужный момент снова поступает (выводится) во внешний мир. Весь этот процесс имеет нейро-физиологическую обусловленность, поэтому процессы репрезентации отражаются в речи (сенсорные предикаты) и микрофизиологии (дыхание, мускульное напряжение, глазодвигательные реакции и т.д.). Поэтому мы использовали тестовые методики 3-х групп:
*речевые (анализ устной и письменной речи школьников);
*интериоризационные (определение объема динамической памяти в каждой из систем);
*микрофизиологические (отслеживание глазодвигательных реакций).
Любая из трёх репрезентативных систем непосредственно связана с операциями: получения, переработки, хранения и вывода информации. При этом то, с чего начинается ввод информации будет определять дальнейшую последовательность "сенсорной записи" любого опыта. Рис.1. Можно сказать, что репрезентативные системы являются своего рода "фильтрами" нашего восприятия. Следовательно, тот фильтр, через который пройдет больше битов информации в единицу времени, и обеспечит, в конечном итоге, полноту и характер (визуальный, аудиальный, кинестетический) "сенсорной записи". В связи с этим нами были использованы тестовые методики (Плигин А.А, Герасимов А. В.), которые позволяли вводить и выводить информацию тремя различными способами: визуальным, аудиальным и кинестетическим. Визуальный способ.
Ученикам визуально (только глядя на специальную карточку) предлагается запомнить в течение 15 секунд ряд, состоящий из 15 знаков (букв и цифр). [ См. Приложение].
Инструкция: запомнить данный ряд, как бы фотографируя его взглядом, в полной тишине и расслабленной позе (без звуков и движений). При воспроизведении вспоминать этот ряд, представляя его в виде фотографии на “внутреннем экране”.
Проверка (вывод информации): показать в любой последовательности запомненные знаки в специальной таблице (без звуков и лишних движений).
Аудиальный способ.
Ученикам предлагается аудиально (прослушать с закрытыми глазами и без движений) в течение 15 секунд ещё один ряд из 15-ти символов.
Инструкция: прислушиваться при запоминании к характеристикам голоса (тембру, тону, звонкости, громкости и т.д.), сообщающего информацию. При этом говорящему необходимо произносить ряд знаков чётко и внятно, с частотой один знак в секунду. При воспроизведении вспоминать голос диктовавшего, как бы прослушивая его запись с аудиопленки.
Проверка: произнести вслух (с закрытыми глазами и без движений), запомненные знаки в любой последовательности.
Кинестетический способ.
Ученикам палочкой (пальцем, обратной стороной карандаша и т.д.) записывают на спине очередной ряд из 15 знаков с интервалом одна секунда.
Инструкция: предварительно желательно потренироваться с произвольными знаками для увеличения эффективности понимания, подобрав оптимальную для испытуемого силу нажима и размер символа. При запоминании (с закрытыми глазами и в тишине) важно обращать внимание на ощущения в области спины (глубину, площадь, степень нажима и пр.). При воспроизведении вспоминать только ощущения от движения карандаша по спине.
Проверка: записать на бумаге в любой последовательности все запомненные знаки (с закрытыми глазами и в тишине).
Тестовые методики, направленные на определение ведущей репрезентативной системы по речи учащихся: Предлагается спонтанно продолжить фразу выраженную в какой-либо одной модальности (сенсорная "провокация"), последний блок предлагает продолжить фразу выраженную внемодально. [cм. Приложение]. В качестве теста также были использованы короткие сочинения учащихся на тему сформулированную самими учащимися [См. Приложение]. Далее в трех выше указанных тестах были выделены сенсорные предикаты и посчитано их соотношение на единицу текста. Тест на выявление ведущей репрезентативной системы по устной речи и тест на отслеживание глазодвигательных реакций были объединены в процессе их проведения.
Тест на основе отслеживания глазодвигательных реакций в процессе рассказа. Данная процедура проводилась в следующем порядке: во время двухминутного рассказа ученика наблюдатель отслеживает характер движения его глазных яблок и соотносил их со схемой ключей глазного доступа, таким образом определяя, какую систему репрезентации использует учащийся для получения доступа к нужной ему информации. Каждый бросок глаз отмечался точкой на специально разлинованном листе бумаги, согласно схеме ключей глазного доступа. По окончании рассказа подсчитывалось общее число обращений к каждой репрезентативной системе и определялась наиболее часто используемая.
<<< предыдущая 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 следующая страница >>> |
«НЛП: репрезентативные системы и общение людей» Павлова Алина, Гылка Евгения, Соболева Олеся, г. Нелидово МОУ сш №4 «США» Сурменёва Лия, 11 кл, г. Западная Двина, МОУ сш. №2 «Обычаи и традиции Тверской области» Говор Мария, 11 кл. г. Нелидово, МОУ сш. №4 «Лексическая стилистика русского языка» Жмурова Елена, 10 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2 «История конвоя PQ-17» Паюсов Антон, 11 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2 «С.А. Рачинский: ученый, педагог, мыслитель» Богданова Ольга, 11 кл., г. Нелидово, МОУ сш. №4 «Доброе слово и кошке приятно» Ермолова Светлана, 10 кл, г. Западная Двина, МОУ сш. №2 «Пространство любви» Тяменкова Яна, 10 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2 «Решение задач на построение сечений многоугольника» Нечаева Юлия, 11кл., г. Нелидово, МОУ сш. №4 “Ген жизни и смерти» Иванова Ирина, 10 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2 «Сакура цветет» Побединская Татьяна, 8 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2 «Лебедь белая плывет» Филиппова Кристина, 9 кл., г. Западная Двина, МОУ сш. №2 |
|
||